Противодействие отмыванию преступных доходов.

Противостоять уязвимости банковского сектора.

Противодействие использованию именно банковского сектора для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма является одной из основных мировых тенденций на современном этапе. Это подтверждается, в частности, результатами глобального исследования (было опрошено 209 банков в 41 стране, в том числе 25 в России), которое показало, что, несмотря на значительный рост затрат на исполнение кредитными организациями требований законодательства по противодействию (они выросли в среднем за последние три года почти на 2/3) и сохраняющуюся тенденцию этого роста, ни один из респондентов не заявил о намерении сократить вложения в меры по противодействию. Эти данные демонстрируют очевидную приоритетное противодействия среди задач, стоящих перед банковскими структурами. Сейчас ни значительный собственный капитал, ни растущий объем операций не могут рассматриваться как безоговорочные и единственные гаранты устойчивости банка. В рамках методического обеспечения деятельности кредитных организаций по противодействию в январе 2005 г. Банк России издал две рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты, а также по усилению контроля за операциями с наличными денежными средствами как в валюте, так и в рублях. Они содержат признаки операций, которые могут осуществляться клиентами кредитных организаций в целях отмывания преступных доходов. Банкам рекомендовано уделять особое внимание таким операциям и при возникновении подозрения направлять информацию в Росфинмониторинг.

Люди, желающие отмывать деньги в банковских структурах, пользуются достаточно квалифицированной юридической поддержкой, и поэтому процедура отмывания дробится на серию операций, каждая из которых абсолютно законна. И в этом сложность как для Росфинмониторинга, так и для ЦБ, и для судебных органов.

Особого внимания заслуживают тестирование и мониторинг процедур противодействия, осуществляемых кредитными организациями. Для оценки эффективности действий банков по противодействию с учетом специфики проводимых ими операций, клиентского состава и т. д. необходимо разрабатывать и активно внедрять программы независимого тестирования систем внутреннего контроля, которые будут выполняться с привлечением внешних или внутренних ресурсов. Это могут быть службы внутреннего контроля, внутреннего аудита, а также внешние аудиторы и рейтинговые агентства. Такое тестирование более реально показывает эффективность задействованных систем по противодействию отмыванию в той или иной кредитной организации. Очевидно, что разработка и совершенствование программ противодействия требуют от кредитных организаций значительных затрат, особенно на повышение эффективности и контроля за операциями клиентов. Операционный контроль, с точки зрения противодействия отмыванию, — это самая затратная часть, а вторая — обучение специалистов.

Однако исследования, проведенные на Западе, показывают, что нельзя рассматривать затраты на противодействие как довесок к дополнительным расходам. Выяснилось, что затраты по дополнительной идентификации клиента, связанные с противодействием, помогают снижению кредитных рисков. Таким образом, эти затраты в значительной части окупаются.

При выполнении функции финансовых посредников на кредитных организациях лежит большая часть работы по защите легитимности финансовой системы, способности национального банковского сектора противостоять попыткам организованной преступности или террористов легализовать «грязные» деньги. Успех такой работы во многом зависит от профессионализма сотрудников банка, их правовой культуры и понимания ее важности. Учитывая, что схемы и методы, которые используются для легализации преступных доходов, постоянно меняются, процесс обучения и повышения квалификации сотрудников должен быть непрерывным. Поскольку большинство операций, которые могут быть связаны с отмыванием доходов, как правило, осуществляется в рамках закона, практически невозможно формализовать все критерии отнесения операций к категории «подозрительных», а следовательно, создать универсальный обучающий программный продукт. Кроме того, международные исследования говорят, что только 22% опрошенных банков считают, что компьютерные методы подготовки более эффективны, чем практическое обучение «человек — человеку».

Как известно, современная надзорная практика исходит из положения о том, что, если надежен каждый банк, надежна система в целом. На ранних этапах формирования системы противодействия в банковском секторе ( конец 2001 г. -первая половина 2003 г.) в надзорной практике мы сосредотачивали внимание на соблюдении сугубо формальных признаков. Сейчас в работе, связанной с проверкой банков по выполнению ими мер противолегализационного контроля, лежит комплексный подход — контрольный, надзорный, инспекторский. На первом этапе - предварительная обработка и анализ статистической отчетности кредитных организаций. Разработаны совершенно новые технологии, когда перекрестно сравнивается статистическая отчетность, не относящаяся к противолегализационному контролю. После ее обработки - анализ, выявление рисковых зон и разработка методик контрольных мероприятий. И уже вооруженные этими методиками наши инспектора выходят в банки.

Руководствуясь вышеуказанными принципами в рамках надзорных мероприятий в прошлом году Банк России провел 2592 инспекторские проверки кредитных организаций и филиалов. Это и тематические проверки, и общие, в рамках которых углубленно рассматривались вопросы противолегализационного контроля (для сравнения: в 2003 г. было 1699 проверок). Результаты инспекционных проверок свидетельствуют о существенной активизации работы кредитных организаций по противодействию. В 2004 г. в уполномоченный орган было направлено 2 млн сообщений. Примерно 200 тыс. было отбраковано, это 10%, и 1 млн 710 тыс. сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, было принято Росфинмониторингом. В 2002 г. — 350 сообщений, в 2003 г. - 950 тыс. Это свидетельствует о том, что банки отказываются от формального подхода к организации системы внутреннего контроля и пытаются, применяя современные технологии, построить систему, которая позволит наиболее эффективно предотвращать попытки использовать их в преступных целях. Но есть и банки, за 3 года не отправившие в Росфинмониторинг ни одного сообщения. Они находятся под особым контролем.

Проведенные Банком России проверки исполнения кредитными организациями требований нормативов показали увеличение выявленных нарушений более чем на 40%. Это обусловлено, видимо, совершенствованием законодательной базы, постоянным переобучением наших инспекторов.

Комитет банковского надзора ЦБ во время процедур контроля банков на вступление в систему страхования вкладов существенное внимание уделял исполнению ими законодательства, связанного с противодействием отмыванию и финансированию терроризма. Из общего числа банков, не прошедших первый этап, треть пришлась на банки, которые были отклонены в связи с невыполнением требований законодательства об отмывании. Это свидетельствует о серьезном внимании, уделяемом теперь надзорным органом ЦБ на данное направление работы.

Успех борьбы с использованием банковского сектора для отмывания «грязных» денег и финансирования терроризма во многом может возрасти за счет повышения стандартов взаимного контроля самими участниками банковской системы. Нужно добиться формирования в профессиональной среде нетерпимого отношения к тем, кто использует в своей деятельности сомнительные схемы ведения бизнеса, связан с криминальными структурами, создает условия для нечестной конкуренции. В конечном счете такие элементы должны быть вытеснены из финансовой системы как порочащие ее репутацию, наносящие ей реальный ущерб. В данном контексте важны вопросы усиления взаимодействия банковского сообщества, которое позволит сформировать общую культуру восприятия мер, направленных на противодействие; выстраивания их позитивного отношения к требованиям федерального законодательства и актам надзорных органов в этой области.

В 2004 г. восемь российских банков подписали совместное заявление о том, что в своей деятельности они будут опираться на базовые принципы противодействия и осуществлять совместные действия. Это — Сбербанк, Внешторгбанк, Внешэкономбанк, Альфа-Банк, Банк Москвы, Банк «Зенит», Международный московский банк, Райффайзенбанк. Очень хотелось бы, чтобы их ряды постоянно росли.

Надеюсь, что все принимаемые Центральным банком РФ и российским банковским сообществом меры по противодействию будут способствовать повышению доверия как внутри банковской системы, так и к ней самой со стороны государства и со стороны иностранных партнеров. Это поможет обеспечить соответствие отечественного банковского сектора тому уровню, который определяется передовой международной практикой и потребностями социально-экономического развития нашей страны в XXI в.

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июля 2018 г.
18:10МИД Ирана: Тегеран пока не получил от ЕС новых предложений по атомной сделке
17:31СМИ Саудовской Аравии: король страны и президент США будут поддерживать стабильность рынка нефти
16:52Казахстан либерализовал визовый режим для иностранцев
16:01ООН приветствует новое соглашение стран ЕС по миграции
15:39Акционеры "Мечела" утвердили выплату 16,66 руб. на привилегированную акцию
15:04ОСАГО может остаться невостребованным из-за особенностей рынка
14:42АФК "Система" планирует вернуться к прежней дивидендной политике
13:47Объединенную ракетно-космическую корпорацию возглавит бывший гендиректор АО ГЛОНАСС
12:47Путин утвердил национальный план противодействия коррупции
12:28"Натали Турс" объявила о сокращении чартерных программ в Испанию, Италию и Турцию
11:59ЕАЭС вводит антидемпинговые пошлины на некоторые виды гербицидов из ЕС
11:25Трамп потребовал от Германии увеличить взносы в НАТО
10:56Павел Федоров переизбран главой совета директоров "Башнефти"
10:15Трамп: США пока не собираются выходить из ВТО
09:46Экономический рост в Грузии в мае составил 7,5%