На пути совершенствования аудиторской деятельности.

Проекты и концепции.

В январе 2005 г. Правительство РФ рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

В связи с чем понадобились эти изменения?

Как известно, цель аудита - оценка полноты и достоверности представляемой отчетности, соответствия ее действующему законодательству, а также требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности. До 1993 г. аудиторская деятельность в России не лицензировалась. Ею могла заниматься любая фирма, предусматривающая в уставе такую деятельность. Аудитором также мог назвать себя любой сотрудник фирмы без каких-либо требований к квалификации или опыту работы. Сертификаты на право занятия аудиторской деятельностью получали на многочисленных курсах.

Сложившаяся ситуация требовала от правительства принятия мер, хотя бы временных, по государственному регулированию стихийно зарождающегося рынка аудиторских услуг. Поэтому были изданы Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, которые должны были действовать до принятия закона. Во исполнение Указа Президента Правительство РФ утвердило постановление от б мая 1994 г. N2482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

В целях дальнейшего совершенствования банковского аудита ЦБ РФ ввел в действие Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации (приказ от 10 сентября 1997 г. № 02-391). В нем сконцентрированы основные положения, касающиеся регулирования аудита в банковской сфере: определен порядок проведения аттестации, лицензирования, проверок, а также права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов), предусмотрены меры воздействия на них, порядок аннулирования лицензий.

Основным документом, регулирующим сферу аудита, стал Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ). Это была первая, предусмотренная Законом, правовая регламентация аудита, отличающая порядок его осуществления от действующего ранее.

Принципиально новыми нормами Закона стали ст. 8 «Аудиторская тайна», ст. 9 «Правила (стандарты) аудиторской деятельности», ст. 11 «Заведомо ложное аудиторское заключение», ст. 13 «Страхование при проведении обязательного аудита», ст. 14 «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов», а также статьи, регламентирующие работу Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях.

В развитие указанного Закона вышло два постановления Правительства РФ:от б февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности», на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом; от 29 марта 2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности».

Кроме того, общий порядок лицензирования аудиторской деятельности предусмотрен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и одноименным постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 .

Во исполнение поручения Правительства РФ Минфин России издал приказы:

  • от 1 апреля 2002 г. № 26н «Об утверждении формы бланка лицензии на осуществление аудиторской деятельности»;
  • от 25 апреля 2002 г. N 34н «Об утверждении формы бланка квалификационного аттестата аудитора»;
  • от 29 апреля 2002 г. N 38н, которым утверждено Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ.

В настоящее время разрабатываются и другие нормативно-правовые акты по дальнейшему развитию аудиторской деятельности (аудита): о Совете по аудиторской деятельности при Минфине России, о порядке аттестации и повышении квалификации аудиторов, о новых программах по проведению квалификационного экзамена на аттестат аудитора и др. Безусловно, принятие этих документов в развитие Закона будет способствовать созданию прочной нормативно-правовой базы по регулированию и дальнейшему развитию аудиторской деятельности в стране.

С 1 октября 2004 г. Правительство РФ признало нецелесообразным выполнение Минфином РФ потенцильно избыточных функций регулирования в области адиторской деятельности. Указанные функции могут быть переданы в среднесрочной перспективе аккредитованным при нем профессиональным аудиторским объединениям в случае законодательного определения механизмов их ответственности. Согласно законопроекту, государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Правительство РФ, которое определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти государственого регулирования аудиторской деятельности. Это регулирование заключается в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, в ее нормативно-правовом регулировании (включая организацию разработки и утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности), в анализе отчетов саморегулируемых аудиторских объединений об исполнении ими и их членами законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и подготовке на их основе ежегодного доклада о состоянии рынка аудиторских услуг в Российской Федерации, ведении государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений и контрольного экземпляра Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также в осуществлении иных предусмотренных данным законопроектом полномочий. Также в законопроекте подробно описаны функции, права и обязанности саморегулируемых аудиторских объединений.

Для повышения качества аудиторских услуг вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который, подтверждая соответствующую квалификацию, будет давать право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики, что снимает дополнительные ограничения на занятие определенными видами деятельности. При этом по ряду ключевых вопросов законопроект предусматривает введение переходного периода.

Принятие и реализация данного законопроекта потребуют внесения изменений в федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «О сельскохозяйственной кооперации».

Правительство РФ в основном одобрило представленный проект федерального закона. Минфину России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России и других организаций поручено его доработать, рассмотрев при этом следующие вопросы:

  • требования к численному составу саморегулируемых аудиторских объединений и их организационной структуре;
  • порядок приостановления членства аудиторской организации в саморегулируемом аудиторском объединении;
  • статус и порядок формирования Совета по аудиторской деятельности; -состав требований к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора.

Доработанный проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» предполагалось представить в Правительство Российской Федерации для внесения его в Государственную думу еще в период весенней сессии 2005 г.

Ю. К. КРАСНОВ, доктор юридических наук.

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 января 2018 г.
17:52Совет директоров "Иркута" 26 января утвердит организационную структуру предприятия
17:40Экс-зампрезидента ВТБ 24 В.Воробьев будет курировать в "Росгосстрахе" розничный бизнес
17:12Золотодобывающий "Полюс" считает комфортным для себя левередж на уровне 1,5x
16:19Столичные власти не планируют застраивать территорию НПЦ имени Хруничева жильем
16:12S&P 500 вырос на 26,3% за год президентства Трампа
15:21Избирательный штаб В.Путина передал в ЦИК второй список доверенных лиц
15:15Президент Турции объявил о старте "антитеррористической операции" в сирийском Африне
11:04Тереза Мэй исключила возможность проведения повторного референдума о выходе Великобритании из состава ЕС
11:04Fitch подтвердило рейтинг "В-" холдинговой компании "Ренессанс Капитала", прогноз - "стабильный"
09:50Fitch подтвердило рейтинги "Системы" и МТС с "негативным" прогнозом, вывело их из списка Rating Watch
09:27ЦБ РФ установил курс евро на сегодня в размере 69,3953 руб.
09:27ЦБ РФ установил курс доллара США на сегодня в размере 56,5892 руб.
02:58Михаила Кузовлёва отодвинули от оперативного управления банком "Российский капитал". Не верят в АИЖК, что банк под его руководством станет третьим по ипотеке
02:40Пишут, что банк, у которого начались проблемы с ликвидностью – это "Московский кредитный банк"
19 января 2018 г.
23:50Банк "Хоум кредит" уменьшает процент на остаток по накопительным картам "Космос" и "Хорошие новости"

Также нужно помнить, что ворота распашные, оборудованные автоматическим приводом.. Ворота распашные один из двух самых распространенных вариантов изготовления ворот. Ворота распашные монтируют у ограждений любого типа, стиля и формы. Лучше, если они выполнены в одном стиле, а это означает необходимость разработки большого количества вариантов ворот.