Кредитование реального сектора экономики коммерческими банками. По материалам заседания Межрегионального банковского совета при Совете Федерации 13 апреля 2004 г.
По мнению В. А. ГАМЗЫ, председателя Совета директоров «Агрохимбанка», не соответствуют действительности заявления различных уважаемых лиц о том, что в банковской системе скопились излишние ресурсы слишком высокой ликвидности и надо их стерилизовать. В российских банках размещено 0,03%, или 1 млрд рублей ресурсов органов Банка России.
Политика денежных властей - это политика жесточайшего валютного управления. Сегодня ни одного рубля в экономику, кроме как через покупку валюты, не поступает. А это означает, что все денежные средства идут в энергосырьевые отрасли и их банки и там «закупориваются». Ситуация дошла до того, что на депозитах в Центральном банке сегодня скопилось денег почти столько же, сколько на всех корсчетах.
За последние 3 года доля денежных средств на корсчетах относительно всей денежной базы снизилась с 11 до 7% и продолжает постоянно снижаться. Это означает, что увеличивается скорость обращения денег и, следовательно, их стоимость.
В мире действует тезис: денег в банковской системе должно быть много и даже излишне много, т.е. всегда должна быть излишняя ликвидность. Другое дело, что поступать они должны в экономику при строжайшем соблюдении правил кредитования, а не бесплатно. И тогда не будет инфляции. Банки не будут брать на рынке любые ресурсы, какими бы дорогими они ни были, а станут использовать дешевые ресурсы. И если при этом еще будет и рефинансирование со стороны Центрального банка, тогда все сложится нормально.
За последние три года, отметил далее В. А. Гамза, денежная масса относительно ВВП увеличилась на 8%, и ровно же на 8% уменьшилась инфляция. В России сложилась уникальная ситуация, когда не излишняя денежная масса, а ее недостаток поддерживает высокий уровень процентных ставок по депозитам, а соответственно, и по кредитам. Поэтому если мы действительно хотим в долгосрочной перспективе построить эффективную систему расширенного кредитования нашей экономики, то прежде всего должны решить вопрос рефинансирования коммерческих банков.
Сегодня 75% всех денежных ресурсов государства размещены в иностранных активах у нерезидентов и лишь 15% — в экономике, а 10% лежат в Центральном банке мертвым грузом.
По мнению М. В. ЕРШОВА, старшего вице-президента акционерного коммерческого банка «Росбанк», к решению масштабных задач по экономическому росту, уменьшению зависимости от мировой конъюнктуры надо подходить с точки зрения долгосрочных перспектив и системности. Одним из важных моментов является формирование долгосрочной ресурсной базы. Проблемы ипотеки и реальных инвестиционных кредитов без длинных денег решены быть не могут.
На Западе у первоистоков формирования длинных денег находится центральный банк как кредитор последней инстанции, который по сути кредитует экономику в лице Минфина, экономических органов и ведомств длинными инвестиционными
10-, 15- и 20-летними кредитами. И экономика таким образом первоначально получает очень серьезный ресурсный пласт. Как показывает статистика, вся денежная база в США, в Японии и в ряде других стран на 70-80% сформирована длинными 10-, 15-летними кредитами,
Далее М. В. Ершов, говоря о цене ресурсов, призвал брать пример с наших конкурентов. Например, ФРС США за два года 13 раз снижала ставку - до 1%, т.е. ниже темпов инфляции. Центральный банк, по сути, помогает экономике, причем гораздо более эффективной экономике, чем наша, ресурсами такой цены. И получается, что экономические субъекты имеют возможность получить кредит по цене 1%.
Другой важный системный вопрос, считает М. В. Ершов, — роль и функции Центрального банка, как важнейшего института макроэкономической политики и макроэкономического регулирования. ЦБ имеет огромный набор сильнейших рычагов и инструментов: ставки рефинансирования, нормы резервирования и др., что может развернуть экономику в нужном направлении и дать ей мощнейший импульс. Он не должен ограничивать свои задачи и функции только лишь, как это делается сейчас, сугубо финансовыми вопросами - темпы инфляции, валютный курс, что, конечно, важно, но не решать масштабные, системные задачи. Например, на ФРС США, Банк Японии, помимо чисто финансовых задач, возлагаются задачи по поддержанию уровня занятости, темпов экономического роста и формированию экономической среды в целом.