Общая характеристика проекта федерального бюджета на 2005 г.

Проект федерального бюджета на 2005 г. не предусматривает роста доходов, исходя из которых определяется расходная часть проекта бюджета. В «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2005 год» объем доходов в реальном выражении сокращается по сравнению с 2004 г. на 5,4%, соответственно, уменьшаются и расходные возможности. Разработчиками по сути дела впервые предлагается привести в соответствие с бюджетными возможностями не только расходы федерального бюджета, но и законодательство.

Главные составляющие проекта федерального бюджета на 2005 г. и прогноза социально-экономического развития России на 2005—2007 гг. выглядят следующим образом.

В основу бюджета положены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2007 г., которые лишь с большим напряжением могут обеспечить удвоение ВВП к 2012 г. Как известно, в 2003 г. Президентом Российской Федерации была поставлена задача удвоения ВВП за 10 лет. В послании Федеральному Собранию в мае 2004 г. президент практически продлил этот срок еще на два года.

Однако даже в этом облегченном варианте данная задача при прогнозируемых темпах роста ВВП трудно выполнима. Рост ВВП за период 2001-2003 гг. составил 118,1%. В 2004 г. он оценивается Минэкономразвития РФ в 106,9%, а на 2005—2007 гг. прогнозируется на уровне 6,3% в среднем за год. Таким образом, за 2001-2007 гг. ВВП вырастет по прогнозу на 52%, и в 2008-2012 гг. для удвоения ВВП потребуется его рост на 31,5%. Поддержание столь высоких темпов экономического роста за длительный период без создания адекватной системы внутренних факторов роста весьма проблематично. Тем более что нельзя рассчитывать на столь долговременное действие благоприятных внешних факторов.

Не реализуются в полной мере задачи по преодолению бедности. Известно, что Президент РФ потребовал сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в течение предстоящих трех лет до 10-12%. По прогнозу Минэкономразвития РФ, эта доля в 2007 г. составит 13,5% против 17,5% в текущем году. Снижение неплохое. Однако здесь необходимо иметь в виду, что на долю населения с доходами ниже прожиточного минимума повлияет замена натуральных льгот на денежные доплаты. У значительной части льготников увеличатся денежные доходы, но реально их уровень жизни не повысится, Таким образом, частичное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в определенной мере является искусственным.

На деле поставленная задача снижения уровня бедности не решается. При этом весьма примечательно, что в бюджете отсутствуют программы, целью которых было бы преодоление бедности.

Бюджет 2005 г. основан на более реальной, чем в прошлые годы, оценке экономического роста в 2004 г. и его прогнозе на 2005 г. Однако представляется, что некоторое занижение темпов роста ВВП сохранилось. Тенденция к занижению уровней бюджетообразующих факторов наблюдалась всегда, что вполне понятно. Минфин России, естественно, стремится к обеспечению определенной страховки в выполнении бюджета.

Так, оценка темпа прироста ВВП за 2004 г. менялась Минэкономразвития России несколько раз. Государственный бюджет на 2004 г. был разработан исходя из прогноза темпа прироста ВВП в 5,2%. В заключении на бюджет 2004 г. Институт экономики РАН указывал на сильную заниженность этого показателя. В течение 2004 г. Минэкономразвития повышало свою оценку темпа прироста ВВП сначала до 6,3%, затем до 6,7% и наконец до 6,9%. Занижение при разработке бюджета на 2004 г. прогноза темпов прироста ВВП обеспечило в текущем году существенное превышение размера предусмотренного в бюджете профицита и накопление средств в стабилизационном фонде. Понимая целесообразность определенного резерва для выполнения бюджета, необходимо тем не менее следить, чтобы этот резерв не был излишним. На практике данное положение не выполняется.

В. Сенчагов

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

22 июня 2018 г.
14:10Смесь для кальянов могут обложить акцизом
14:01Саудовская Аравия намерена договориться о росте добычи в рамках действующего соглашения
13:59АКРА подтвердило рейтинг Ростелекома и его облигаций на уровне "AA(RU)", прогноз - "стабильный"
13:53Государство обещает компенсировать аграриям потери из-за роста цен на бензин и топливо
13:45Назначены руководители подразделений администрации президента РФ и советник главы государства
13:38Топ-10 страховщиков нарастили сборы по ОСАГО в январе-мае на 0,6%
13:29Правительство предлагает продлить действие повышенного НДПИ на нефть до конца 2021 года
13:21Соглашение ОПЕК+ подняло цены на нефть до приемлемого для отрасли уровня - замглавы "Татнефти"
13:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 13:00 мск 22 июня растет
13:13Кувейт за 2 месяца может увеличить добычу нефти на 700 тыс. б/с
13:05Срыва гособоронзаказа в связи с санкционным воздействием на РФ не было - вице-премьер Борисов
13:02По состоянию на 13:00 мск 22 июня средний оптовый курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы составил 62,76/63,58 руб.
13:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 13:00 мск составил 62,42/63,76 руб.
13:02Cредний курс покупки/продажи наличного евро в банках Москвы на 13:00 мск составил 72,95/74,38 руб.
12:57В Греции приветствуют решения Еврогруппы относительно финпомощи стране