Общая характеристика проекта федерального бюджета на 2005 г.

Проект федерального бюджета на 2005 г. не предусматривает роста доходов, исходя из которых определяется расходная часть проекта бюджета. В «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2005 год» объем доходов в реальном выражении сокращается по сравнению с 2004 г. на 5,4%, соответственно, уменьшаются и расходные возможности. Разработчиками по сути дела впервые предлагается привести в соответствие с бюджетными возможностями не только расходы федерального бюджета, но и законодательство.

Главные составляющие проекта федерального бюджета на 2005 г. и прогноза социально-экономического развития России на 2005—2007 гг. выглядят следующим образом.

В основу бюджета положены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2007 г., которые лишь с большим напряжением могут обеспечить удвоение ВВП к 2012 г. Как известно, в 2003 г. Президентом Российской Федерации была поставлена задача удвоения ВВП за 10 лет. В послании Федеральному Собранию в мае 2004 г. президент практически продлил этот срок еще на два года.

Однако даже в этом облегченном варианте данная задача при прогнозируемых темпах роста ВВП трудно выполнима. Рост ВВП за период 2001-2003 гг. составил 118,1%. В 2004 г. он оценивается Минэкономразвития РФ в 106,9%, а на 2005—2007 гг. прогнозируется на уровне 6,3% в среднем за год. Таким образом, за 2001-2007 гг. ВВП вырастет по прогнозу на 52%, и в 2008-2012 гг. для удвоения ВВП потребуется его рост на 31,5%. Поддержание столь высоких темпов экономического роста за длительный период без создания адекватной системы внутренних факторов роста весьма проблематично. Тем более что нельзя рассчитывать на столь долговременное действие благоприятных внешних факторов.

Не реализуются в полной мере задачи по преодолению бедности. Известно, что Президент РФ потребовал сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в течение предстоящих трех лет до 10-12%. По прогнозу Минэкономразвития РФ, эта доля в 2007 г. составит 13,5% против 17,5% в текущем году. Снижение неплохое. Однако здесь необходимо иметь в виду, что на долю населения с доходами ниже прожиточного минимума повлияет замена натуральных льгот на денежные доплаты. У значительной части льготников увеличатся денежные доходы, но реально их уровень жизни не повысится, Таким образом, частичное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в определенной мере является искусственным.

На деле поставленная задача снижения уровня бедности не решается. При этом весьма примечательно, что в бюджете отсутствуют программы, целью которых было бы преодоление бедности.

Бюджет 2005 г. основан на более реальной, чем в прошлые годы, оценке экономического роста в 2004 г. и его прогнозе на 2005 г. Однако представляется, что некоторое занижение темпов роста ВВП сохранилось. Тенденция к занижению уровней бюджетообразующих факторов наблюдалась всегда, что вполне понятно. Минфин России, естественно, стремится к обеспечению определенной страховки в выполнении бюджета.

Так, оценка темпа прироста ВВП за 2004 г. менялась Минэкономразвития России несколько раз. Государственный бюджет на 2004 г. был разработан исходя из прогноза темпа прироста ВВП в 5,2%. В заключении на бюджет 2004 г. Институт экономики РАН указывал на сильную заниженность этого показателя. В течение 2004 г. Минэкономразвития повышало свою оценку темпа прироста ВВП сначала до 6,3%, затем до 6,7% и наконец до 6,9%. Занижение при разработке бюджета на 2004 г. прогноза темпов прироста ВВП обеспечило в текущем году существенное превышение размера предусмотренного в бюджете профицита и накопление средств в стабилизационном фонде. Понимая целесообразность определенного резерва для выполнения бюджета, необходимо тем не менее следить, чтобы этот резерв не был излишним. На практике данное положение не выполняется.

В. Сенчагов

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
24 апреля 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 24 апреля снизилась на 0,94% и составила 63256,995 млрд руб.
19:22Сальдированная прибыль предприятий РФ в январе-феврале увеличилась на 16,1%
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,7175 руб.
керамическая плитка краснодар цена Кроме того, покупая такую плитку, вы можете выбрать различные варианты цветового оформления, а также типы поверхности (матовую, полированную, лаппатированную, фактурную, сатинированную, глазурованную). <br> <b>Где заказать керамогранит в Краснодаре? < /b> <br> Компания ООО «Виво» предлагает керамогранитную плиту оптом по низким ценам. Купить керамогранит у нас – это быстро и просто. Мы доставим товар в нужный вам срок. <br> <div class...