Общая характеристика проекта федерального бюджета на 2005 г.

Проект федерального бюджета на 2005 г. не предусматривает роста доходов, исходя из которых определяется расходная часть проекта бюджета. В «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2005 год» объем доходов в реальном выражении сокращается по сравнению с 2004 г. на 5,4%, соответственно, уменьшаются и расходные возможности. Разработчиками по сути дела впервые предлагается привести в соответствие с бюджетными возможностями не только расходы федерального бюджета, но и законодательство.

Главные составляющие проекта федерального бюджета на 2005 г. и прогноза социально-экономического развития России на 2005—2007 гг. выглядят следующим образом.

В основу бюджета положены показатели прогноза социально-экономического развития России до 2007 г., которые лишь с большим напряжением могут обеспечить удвоение ВВП к 2012 г. Как известно, в 2003 г. Президентом Российской Федерации была поставлена задача удвоения ВВП за 10 лет. В послании Федеральному Собранию в мае 2004 г. президент практически продлил этот срок еще на два года.

Однако даже в этом облегченном варианте данная задача при прогнозируемых темпах роста ВВП трудно выполнима. Рост ВВП за период 2001-2003 гг. составил 118,1%. В 2004 г. он оценивается Минэкономразвития РФ в 106,9%, а на 2005—2007 гг. прогнозируется на уровне 6,3% в среднем за год. Таким образом, за 2001-2007 гг. ВВП вырастет по прогнозу на 52%, и в 2008-2012 гг. для удвоения ВВП потребуется его рост на 31,5%. Поддержание столь высоких темпов экономического роста за длительный период без создания адекватной системы внутренних факторов роста весьма проблематично. Тем более что нельзя рассчитывать на столь долговременное действие благоприятных внешних факторов.

Не реализуются в полной мере задачи по преодолению бедности. Известно, что Президент РФ потребовал сократить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в течение предстоящих трех лет до 10-12%. По прогнозу Минэкономразвития РФ, эта доля в 2007 г. составит 13,5% против 17,5% в текущем году. Снижение неплохое. Однако здесь необходимо иметь в виду, что на долю населения с доходами ниже прожиточного минимума повлияет замена натуральных льгот на денежные доплаты. У значительной части льготников увеличатся денежные доходы, но реально их уровень жизни не повысится, Таким образом, частичное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в определенной мере является искусственным.

На деле поставленная задача снижения уровня бедности не решается. При этом весьма примечательно, что в бюджете отсутствуют программы, целью которых было бы преодоление бедности.

Бюджет 2005 г. основан на более реальной, чем в прошлые годы, оценке экономического роста в 2004 г. и его прогнозе на 2005 г. Однако представляется, что некоторое занижение темпов роста ВВП сохранилось. Тенденция к занижению уровней бюджетообразующих факторов наблюдалась всегда, что вполне понятно. Минфин России, естественно, стремится к обеспечению определенной страховки в выполнении бюджета.

Так, оценка темпа прироста ВВП за 2004 г. менялась Минэкономразвития России несколько раз. Государственный бюджет на 2004 г. был разработан исходя из прогноза темпа прироста ВВП в 5,2%. В заключении на бюджет 2004 г. Институт экономики РАН указывал на сильную заниженность этого показателя. В течение 2004 г. Минэкономразвития повышало свою оценку темпа прироста ВВП сначала до 6,3%, затем до 6,7% и наконец до 6,9%. Занижение при разработке бюджета на 2004 г. прогноза темпов прироста ВВП обеспечило в текущем году существенное превышение размера предусмотренного в бюджете профицита и накопление средств в стабилизационном фонде. Понимая целесообразность определенного резерва для выполнения бюджета, необходимо тем не менее следить, чтобы этот резерв не был излишним. На практике данное положение не выполняется.

В. Сенчагов

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 декабря 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 ноября снижается
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 ноября снизилась на 0,25% и составила 28239,978 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 66,755 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,8784 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5996 руб.
18:59Индекс МосБиржи снизился на 0,3%, индекс РТС упал на 1,3%
18:52Совет директоров ЦБР утвердил указание об изменении тарифов в ОСАГО
18:45Чистый убыток банка "Возрождение" по МСФО составил в октябре 6,1 млрд руб.
18:37В январе-октябре объем выдачи рублевых ипотечных кредитов вырос в 1,6 раза, октябрьская ставка осталась на минимуме 9,41% - ЦБ РФ
18:30За 10 месяцев чистая прибыль ВТБ по МСФО выросла в 1,7 раза
18:23Австралийские компании увеличили объем запланированных инвестиций на 2018-2019 фингод
18:16В 3-м квартале рост ВВП Литвы составил 2,4%, Латвии - 4,7%, Эстонии - 4,2%
18:02Путин: БРИКС может обоснованно играть более весомую роль в мировой финсистеме
17:58Все члены ВТО должны противостоять односторонним и протекционистским мерам - заявление лидеров стран БРИКС
17:53Сбербанк 28-29 ноября зафиксировал 6 DDoS-атак разной мощности