Общая характеристика проекта федерального бюджета на 2005 г.

Профицит бюджета на 2005 г., как и профициты прошлых лет, носит условный характер. Дело в том, что согласно принятой методологии разработки бюджета в его расходную часть не включаются расходы на погашение госдолга. В 2005 г. расходы на погашение внешнего долга составят 11,5 млрд долл., или 345 млрд руб. и внутреннего долга - 122 млрд руб. Это значит, что фактически в 2005 г. имеется дефицит бюджета в сумме 189 млрд руб. В пояснительной записке к проекту бюджета есть даже специальный раздел об источниках покрытия дефицита бюджета. Не исключено, что с методической точки зрения такой порядок формирования бюджета имеет определенные удобства. Однако нужно иметь в виду, что расходы на погашение внешнего долга деформируют всю систему бюджетных расходов.

Продолжается политика снижения объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП. В текущем году общий объем расходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» - 17,4% ВВП), в 2005 г. он снизится до 16,3%. Таким образом, уже в 2004 г. снижение общего объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП существенно превышено против предусмотренного законом, а на 2005 г. запрограммировано его дальнейшее сокращение. Это обосновывается тем, что необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов бюджета по отношению к ВВП. Задача экономии расходов в принципе всегда актуальна. Однако такая экономия, во-первых, не должна приводить к постоянной нехватке финансовых ресурсов на неотложные нужды, а во-вторых, недопустимо, чтобы она вызывалась необходимостью сбалансирования бюджета.

Эти условия политики сокращения расходов бюджета по отношению к ВВП, по нашему мнению, явно не соблюдаются. Во всех сферах экономики, и в первую очередь в социальной сфере, постоянно ощущается жесткий дефицит финансовых ресурсов. В то же время не вызывает сомнений, что бюджет вполне может быть сбалансирован и без сокращения расходов по отношению к ВВП.

Анализ структуры расходов федерального бюджета на 2005 г. подтверждает, что при весьма высокой его профицитности и крупном накопленном стабилизационном фонде этот бюджет не ориентирован на приоритетное решение ни социальных проблем, ни проблем модернизации и диверсификации производства. Анализ распределения расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики показывает, что доля расходов, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, во всех расходах бюджета снижается с 39,7% по закону о бюджете на 2004 г. до 38,6% в 2005 г. и на создание потенциала для будущего развития - с 6,3% до 5,7%.

К числу острых проблем проекта федерального бюджета на 2005 г. относится перекладывание на регионы значительной части социальных и других обязательств без соответствующего роста их доходов. Это касается как обеспечения значительной части социальных льгот, так и субсидирования производства, особенно сельского хозяйства, а также финансирования отраслей социальной сферы. Между тем продолжается нарушение установленного соотношения сумм федерального бюджета и бюджетов территорий в пропорции 50:50. Это соотношение на 2005 г. составит 55:45 в пользу федерального бюджета. При этом не увеличивается практически и доля в расходах федерального бюджета межбюджетных трансфертов. В 2005 г. она составит 30,8% против 30,7% по закону о бюджете на текущий год.

За последние годы несколько улучшились основные показатели, характеризующие уровень экономической безопасности страны.

В. Сенчагов и группа экспертов

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

16 января 2018 г.
20:00Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 16 января снижается
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 16 января снизилась на 0,62% и составила 38102,354 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 56,4325 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 8,7645 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 69,007 руб.
18:57Индекс МосБиржи снизился на 0,16%, индекс РТС - на 0,25%
18:46Цены на нефть снижаются
18:39Основной фондовый индекс Бразилии впервые превысил 80 000 пунктов
18:31Рост обрабатывающей промышленности в России в 2017 году составил около 1%
18:20Правительство будет дифференцированно повышать утилизационный сбор
18:04Консолидированный бюджет РФ в январе-ноябре исполнен с профицитом 370,3 млрд руб.
18:02Банк "Санкт-Петербург" открыл в Петербурге новый дополнительный офис "Технологический институт"
17:56ФАС просит Минфин рекомендовать "АЛРОСА" изменить некоторые условия аукциона на газовые активы
17:48Гражданам и индивидуальным предпринимателям будет списано 56,8 млрд руб. просроченной налоговой задолженности
17:48"Ипотечный агент Номос" досрочно погасит облигации классов А и Б