Общая характеристика проекта федерального бюджета на 2005 г.

Профицит бюджета на 2005 г., как и профициты прошлых лет, носит условный характер. Дело в том, что согласно принятой методологии разработки бюджета в его расходную часть не включаются расходы на погашение госдолга. В 2005 г. расходы на погашение внешнего долга составят 11,5 млрд долл., или 345 млрд руб. и внутреннего долга - 122 млрд руб. Это значит, что фактически в 2005 г. имеется дефицит бюджета в сумме 189 млрд руб. В пояснительной записке к проекту бюджета есть даже специальный раздел об источниках покрытия дефицита бюджета. Не исключено, что с методической точки зрения такой порядок формирования бюджета имеет определенные удобства. Однако нужно иметь в виду, что расходы на погашение внешнего долга деформируют всю систему бюджетных расходов.

Продолжается политика снижения объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП. В текущем году общий объем расходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» - 17,4% ВВП), в 2005 г. он снизится до 16,3%. Таким образом, уже в 2004 г. снижение общего объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП существенно превышено против предусмотренного законом, а на 2005 г. запрограммировано его дальнейшее сокращение. Это обосновывается тем, что необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов бюджета по отношению к ВВП. Задача экономии расходов в принципе всегда актуальна. Однако такая экономия, во-первых, не должна приводить к постоянной нехватке финансовых ресурсов на неотложные нужды, а во-вторых, недопустимо, чтобы она вызывалась необходимостью сбалансирования бюджета.

Эти условия политики сокращения расходов бюджета по отношению к ВВП, по нашему мнению, явно не соблюдаются. Во всех сферах экономики, и в первую очередь в социальной сфере, постоянно ощущается жесткий дефицит финансовых ресурсов. В то же время не вызывает сомнений, что бюджет вполне может быть сбалансирован и без сокращения расходов по отношению к ВВП.

Анализ структуры расходов федерального бюджета на 2005 г. подтверждает, что при весьма высокой его профицитности и крупном накопленном стабилизационном фонде этот бюджет не ориентирован на приоритетное решение ни социальных проблем, ни проблем модернизации и диверсификации производства. Анализ распределения расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики показывает, что доля расходов, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, во всех расходах бюджета снижается с 39,7% по закону о бюджете на 2004 г. до 38,6% в 2005 г. и на создание потенциала для будущего развития - с 6,3% до 5,7%.

К числу острых проблем проекта федерального бюджета на 2005 г. относится перекладывание на регионы значительной части социальных и других обязательств без соответствующего роста их доходов. Это касается как обеспечения значительной части социальных льгот, так и субсидирования производства, особенно сельского хозяйства, а также финансирования отраслей социальной сферы. Между тем продолжается нарушение установленного соотношения сумм федерального бюджета и бюджетов территорий в пропорции 50:50. Это соотношение на 2005 г. составит 55:45 в пользу федерального бюджета. При этом не увеличивается практически и доля в расходах федерального бюджета межбюджетных трансфертов. В 2005 г. она составит 30,8% против 30,7% по закону о бюджете на текущий год.

За последние годы несколько улучшились основные показатели, характеризующие уровень экономической безопасности страны.

В. Сенчагов и группа экспертов

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 декабря 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 ноября снижается
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 ноября снизилась на 0,25% и составила 28239,978 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 66,755 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,8784 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5996 руб.
18:59Индекс МосБиржи снизился на 0,3%, индекс РТС упал на 1,3%
18:52Совет директоров ЦБР утвердил указание об изменении тарифов в ОСАГО
18:45Чистый убыток банка "Возрождение" по МСФО составил в октябре 6,1 млрд руб.
18:37В январе-октябре объем выдачи рублевых ипотечных кредитов вырос в 1,6 раза, октябрьская ставка осталась на минимуме 9,41% - ЦБ РФ
18:30За 10 месяцев чистая прибыль ВТБ по МСФО выросла в 1,7 раза
18:23Австралийские компании увеличили объем запланированных инвестиций на 2018-2019 фингод
18:16В 3-м квартале рост ВВП Литвы составил 2,4%, Латвии - 4,7%, Эстонии - 4,2%
18:02Путин: БРИКС может обоснованно играть более весомую роль в мировой финсистеме
17:58Все члены ВТО должны противостоять односторонним и протекционистским мерам - заявление лидеров стран БРИКС
17:53Сбербанк 28-29 ноября зафиксировал 6 DDoS-атак разной мощности