Денежная, налоговая политика и обслуживание госдолга.
Курс бюджетно-налоговой политики, реализуемый в проекте федерального бюджета на 2005 г., в целом воспроизводит проводимую в последние годы политику ограничения государственных расходов, наращивания бюджетного профицита до 1,5% от ВВП и финансирования социально-экономической сферы прежде всего с помощью внебюджетных источников.
Политика снижения непроцентных расходов федерального бюджета входит в противоречие с настоятельной потребностью увеличения централизованных финансовых ресурсов для преодоления последствий техногенных и социальных катастроф. Сложившаяся практика выведения из системы перераспределения финансовых ресурсов страны масштабных объемов текущих налоговых поступлений в форме отчислений в стабилизационный фонд с зачислением этих средств на счета Банка России и последующим их вложением в иностранные ценные бумаги нарушает конституционные права налогоплательщиков на использование налоговых поступлений в текущем периоде,
В проекте федерального бюджета на 2005 г. закрепляется практика сужения функций регулирования денежного обращения, приданных, согласно Конституции РФ, Банку России. Это нашло отражение в политике ограничения поступления денежной массы в оборот путем использования инструментов бюджетной политики: погашения внешнего государственного долга с опережением выплат относительно обязательств, отчислений налоговых поступлений в стабилизационный фонд, установления уровня профицита бюджета, ограничения бюджетного финансирования социально-экономических расходов в стране и других инструментов. Сужение сферы применения инструментов бюджетной политики при регулировании денежного обращения сопряжено с подавлением потенциала Банка России в обеспечении устойчивости денежно-кредитной системы и условий экономического роста. В сфере деятельности Банка России это находит свое отражение в резком снижении качества его активов - к 1.07. 2004 г. более 75% общей величины активов были размещены на счетах и в ценных бумагах нерезидентов при том, что кредиты российским банкам составляют менее 1% от этой величины.
Формирование стабилизационного фонда к концу 2004 г. в размере более 570 млрд руб., его размещение в ценных бумагах иностранных государств для выплат по внешнему долгу создают прецедент официального выведения значительной части государственных доходов из процесса перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения ускорения экономического роста. Утечка капитала в сочетании с выведением финансовых ресурсов из сферы государственного регулирования обостряет проблему дефицита финансовых ресурсов в экономике.
Формирование стабилизационного фонда в крупных масштабах является финансовым инструментом стерилизации денежной массы. Замещение Банком России инструментов регулирования денежных потоков бюджетными инструментами входит в явное противоречие с приданными федеральному бюджету функциями перераспределения доходов в целях обеспечения социально-экономических интересов налогоплательщиков, общества в целом.
Сопряженность формирования проекта федерального бюджета с разработкой основных направлений денежно-кредитной политики по главным параметрам - ограничению инфляции заданными пределами темпов роста цен (до 10% в 2004 г. и 8% в 2005 г.) и укреплению рубля в пределах 6% (вариант цен на нефть на уровне около 28 долл. за баррель) не обеспечивает потребности реального сектора в кредитных ресурсах. Необходимость проведения политики, способствующей росту инвестиций в развитие реального сектора, декларируется, но механизмы ее реализации не прописываются в законе о бюджете.