Денежная, налоговая политика и обслуживание госдолга.
Односторонний подход к государственным заимствованиям - направленность на уменьшение размеров государственного внешнего долга относительно ВВП, а именно, на превышение размеров погашения относительно заимствований, — в ситуации структурной перестройки экономики создает угрозу ее развитию. Появившаяся в последнее время проблема «выкупа внешнего долга» четко встраивается в этот односторонний и явно не продуктивный подход к снижению напряженности выполнения внешних обязательств государства в 2004-2005 гг. Такой подход только порождает нестабильность и усиливает рост неоправданных ожиданий на рынке долговых обязательств России.
Опасность сложившейся ситуации в сфере государственного долга состоит в недооценке фактора сложности и неоднородности формирования внешнего долга и связанной с этим непрозрачности движения финансовых потоков по обслуживанию государственного долга по разным составляющим его элементам (в частности, долг СССР и России по отдельным кредиторам) и явно различным механизмам обслуживания внешних заимствований
Смещение акцента в бюджетной политике 2003-2005 гг. к обслуживанию внешнего долга (в том числе неукоснительного выполнения неочевидных обязательств по государственному долгу) в ущерб выполнения обязательств по внутреннему долгу государства создает явно неравные условия для внешних и внутренних инвесторов не только в текущем периоде, но и на перспективу. Очевидно, что решение проблем, связанных с обслуживанием внутреннего госдолга, имеет для роста инвестиционного спроса и развития экономики большее значение, чем неуклонное выполнение неочевидных обязательств по внешнему долгу.
Российская практика принятия закона о федеральном бюджете, заниженном относительно реальных возможностей экономики, создает опасность необратимого сужения не только сферы централизованного перераспределения доходов и национального капитала, но и снижения воспроизводственного потенциала на перспективу.
Условия кризисной экономики обусловливают необходимость формирования специальной стратегической программы управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов Федерации и местных органов власти. Стратегическая программа обслуживания и погашения госдолга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.
В программе управления государственным долгом следует предусмотреть:
- сбалансирование налоговых и неналоговых доходов бюджета и эмиссионной деятельности с размерами государственного долга, его динамикой, имея в виду стабилизацию и возможность уменьшения внешних заимствований;
- меры по его реструктуризации и/или аннулированию его кредиторами;
- возможности рефинансирования задолженности государства;
- уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга с учетом инфляционного обесценения основной суммы долга и затрат на его обслуживание;
- источники валюты для погашения и обслуживания внешней задолженности;
- сокращение государственных расходов;
- контроль за заимствованиями субъектов Федерации;
- контроль за заимствованиями субъектов хозяйствования.
Проект бюджетной и денежно-кредитной политики на 2005 г., как и в предшествующий год, реализует антиинфляционный курс на ограничение темпов роста внутренних финансовых и денежных ресурсов экономического развития. В совокупности ограничения финансовых ресурсов социально-экономического развития страны на 2005 г. составляют не менее 25-30 млрд долл., или 700-800 млрд руб.