Независимость Банка России как гарантия стабильности финансово-кредитной системы.

Долгая история существования российского Центрального банка - это история его подчиненного положения по отношению к правительству. Формально независимость Банк России получил в 1990 г., а по сути дела — в 1995-м, после принятия второй версии закона о ЦБ. За такой короткий срок не успели сформироваться соответствующие традиции. Поэтому любое проявление независимых действий и демонстрация независимой позиции председателем ЦБ РФ (например, как это было с В. В. Геращенко) вызывают раздражение высших государственных чиновников.

В зарубежной практике есть такие страны (Великобритания), где по законодательству правительство имеет право давать прямые указания руководству центрального банка. Но там, где существуют многолетние традиции независимости центрального банка, этим правом никогда не пользуются на практике.

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Перед принятием подобного рода радикальных поправок в закон о Центральном банке всегда наблюдается массированная критика Банка России в СМИ. Нечто подобное происходит и сейчас. Это, по-видимому, означает, что независимость главного банка страны в очередной раз будет урезана.

Насколько независимым является Банк России? Реалии современной России вынуждают вновь и вновь возвращаться к этому вопросу.

В зарубежной практике, как правило, срок пребывания у власти президента (правительства) не совпадает со сроком, на который назначается руководство центрального банка. Считается, что продолжительный (не менее восьми лет) срок пребывания в должности руководства центрального банка является одним из факторов его независимой деятельности.

В России в соответствии с законом о Центральном банке его председатель и члены Совета директоров утверждаются Государственной Думой РФ лишь на четыре года. Большое значение имеют также основания, предусмотренные для освобождения от должности председателя Центрального банка. Таких оснований всего пять (ст. 14 закона о Центральном банке), но, как правило, все председатели Банка России подавали личное заявление об отставке. Весьма сомнительным является такое основание для освобождения от должности, как нарушение председателем федеральных законов, регулирующих вопросы, связанные с деятельностью Банка России. По этому основанию легко отправить в отставку любого неугодного председателя.

Финансовая независимость Центрального банка — обычно включает обособленный статус его имущества, возможность финансировать свою деятельность за счет собственных средств и распоряжаться заработанной прибылью. В нашей стране капитал и имущество Банка России являются федеральной собственностью, однако он обладает правами по пользованию, владению и распоряжению ими. Свежи воспоминания о том, как эти права Банк России чуть не потерял в 2002 г. (при принятии третьей версии закона о Центральном банке всерьез обсуждались предложения об ограничении его прав по распоряжению имуществом).

Что касается распределения прибыли, то по закону о Центральном банке (ст. 26) он ежегодно должен отчислять в бюджет 50% фактически полученной прибыли. Однако в законе о Федеральном бюджете на 2004 г. предусмотрена иная, более высокая норма отчислений (80%). Министерство финансов подготовило соответствующую поправку и в закон о Центральном банке.

Стремление Министерства финансов пополнить бюджет за счет средств Центрального банка несовместимо с долгосрочными экономическими интересами государства. Причин здесь несколько. В частности, Банк России по закону ответственен за эффективное функционирование платежной системы страны. В связи с этим он намеревался создать к 2005 г. современную платежную систему, основанную на передовых технологиях. Это требовало больших объемов финансирования за счет прибыли. Однако кризис 1998 г., последовавшие за этим убытки Банка России и необходимость значительного увеличения резервов не позволили ему профинансировать эту программу. В современных условиях эта задача также остается трудновыполнимой из-за высокой нормы изъятия прибыли в бюджет. Кроме того, у Банка России по существу отсутствует право распоряжаться даже оставшимися 20% прибыли. Эти вопросы, как и вопросы увеличения фонда оплаты труда сотрудников Центрального банка, теперь относятся к компетенции Национального банковского совета.

Ю. Голикова

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июля 2018 г.
18:10МИД Ирана: Тегеран пока не получил от ЕС новых предложений по атомной сделке
17:31СМИ Саудовской Аравии: король страны и президент США будут поддерживать стабильность рынка нефти
16:52Казахстан либерализовал визовый режим для иностранцев
16:01ООН приветствует новое соглашение стран ЕС по миграции
15:39Акционеры "Мечела" утвердили выплату 16,66 руб. на привилегированную акцию
15:04ОСАГО может остаться невостребованным из-за особенностей рынка
14:42АФК "Система" планирует вернуться к прежней дивидендной политике
13:47Объединенную ракетно-космическую корпорацию возглавит бывший гендиректор АО ГЛОНАСС
12:47Путин утвердил национальный план противодействия коррупции
12:28"Натали Турс" объявила о сокращении чартерных программ в Испанию, Италию и Турцию
11:59ЕАЭС вводит антидемпинговые пошлины на некоторые виды гербицидов из ЕС
11:25Трамп потребовал от Германии увеличить взносы в НАТО
10:56Павел Федоров переизбран главой совета директоров "Башнефти"
10:15Трамп: США пока не собираются выходить из ВТО
09:46Экономический рост в Грузии в мае составил 7,5%
НПО «Профиль» - производство и продажа противопожарных окон, дверей, перегородок Это конструктивные элементы, предназначенные для заполнения проемов в противопожарных преградах и препятствующие распространению пожара в примыкающие помещения в течение нормируемого времени. Противопожарные перегородки. Противопожарные перегородки предназначены для внутреннего разделения зданий и помещений с различной взрывопожарной и функциональной пожарной опасностью.