Независимость Банка России как гарантия стабильности финансово-кредитной системы.

Долгая история существования российского Центрального банка - это история его подчиненного положения по отношению к правительству. Формально независимость Банк России получил в 1990 г., а по сути дела — в 1995-м, после принятия второй версии закона о ЦБ. За такой короткий срок не успели сформироваться соответствующие традиции. Поэтому любое проявление независимых действий и демонстрация независимой позиции председателем ЦБ РФ (например, как это было с В. В. Геращенко) вызывают раздражение высших государственных чиновников.

В зарубежной практике есть такие страны (Великобритания), где по законодательству правительство имеет право давать прямые указания руководству центрального банка. Но там, где существуют многолетние традиции независимости центрального банка, этим правом никогда не пользуются на практике.

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Перед принятием подобного рода радикальных поправок в закон о Центральном банке всегда наблюдается массированная критика Банка России в СМИ. Нечто подобное происходит и сейчас. Это, по-видимому, означает, что независимость главного банка страны в очередной раз будет урезана.

Насколько независимым является Банк России? Реалии современной России вынуждают вновь и вновь возвращаться к этому вопросу.

В зарубежной практике, как правило, срок пребывания у власти президента (правительства) не совпадает со сроком, на который назначается руководство центрального банка. Считается, что продолжительный (не менее восьми лет) срок пребывания в должности руководства центрального банка является одним из факторов его независимой деятельности.

В России в соответствии с законом о Центральном банке его председатель и члены Совета директоров утверждаются Государственной Думой РФ лишь на четыре года. Большое значение имеют также основания, предусмотренные для освобождения от должности председателя Центрального банка. Таких оснований всего пять (ст. 14 закона о Центральном банке), но, как правило, все председатели Банка России подавали личное заявление об отставке. Весьма сомнительным является такое основание для освобождения от должности, как нарушение председателем федеральных законов, регулирующих вопросы, связанные с деятельностью Банка России. По этому основанию легко отправить в отставку любого неугодного председателя.

Финансовая независимость Центрального банка — обычно включает обособленный статус его имущества, возможность финансировать свою деятельность за счет собственных средств и распоряжаться заработанной прибылью. В нашей стране капитал и имущество Банка России являются федеральной собственностью, однако он обладает правами по пользованию, владению и распоряжению ими. Свежи воспоминания о том, как эти права Банк России чуть не потерял в 2002 г. (при принятии третьей версии закона о Центральном банке всерьез обсуждались предложения об ограничении его прав по распоряжению имуществом).

Что касается распределения прибыли, то по закону о Центральном банке (ст. 26) он ежегодно должен отчислять в бюджет 50% фактически полученной прибыли. Однако в законе о Федеральном бюджете на 2004 г. предусмотрена иная, более высокая норма отчислений (80%). Министерство финансов подготовило соответствующую поправку и в закон о Центральном банке.

Стремление Министерства финансов пополнить бюджет за счет средств Центрального банка несовместимо с долгосрочными экономическими интересами государства. Причин здесь несколько. В частности, Банк России по закону ответственен за эффективное функционирование платежной системы страны. В связи с этим он намеревался создать к 2005 г. современную платежную систему, основанную на передовых технологиях. Это требовало больших объемов финансирования за счет прибыли. Однако кризис 1998 г., последовавшие за этим убытки Банка России и необходимость значительного увеличения резервов не позволили ему профинансировать эту программу. В современных условиях эта задача также остается трудновыполнимой из-за высокой нормы изъятия прибыли в бюджет. Кроме того, у Банка России по существу отсутствует право распоряжаться даже оставшимися 20% прибыли. Эти вопросы, как и вопросы увеличения фонда оплаты труда сотрудников Центрального банка, теперь относятся к компетенции Национального банковского совета.

Ю. Голикова

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай
НПО «Профиль» - производство и продажа противопожарных окон, дверей, перегородок Это конструктивные элементы, предназначенные для заполнения проемов в противопожарных преградах и препятствующие распространению пожара в примыкающие помещения в течение нормируемого времени. Противопожарные перегородки. Противопожарные перегородки предназначены для внутреннего разделения зданий и помещений с различной взрывопожарной и функциональной пожарной опасностью.