О состоянии и перспективах развития рынка банковских услуг для населения Рязанской области.
Основным условием развития рынка банковских услуг для населения является стабилизация экономической ситуации. В последние годы наблюдается устойчивое улучшение макроэкономического климата, который характеризуется общим ростом экономики, в том числе производственного сектора, замедлением темпов инфляции, увеличением розничного товарооборота и денежных доходов населения. На этом фоне меняются потребительские и сберегательные предпочтения населения, повышается его спрос на банковские услуги.
Банковские услуги рязанцам оказывают 29 кредитных организаций: в том числе 4 региональных банка, два их филиала и 23 филиала инорегиональных кредитных организаций, включая 10 филиалов Сбербанка России.
На территории Рязанской области действует 201 пункт банковского обслуживания: банки, филиалы, дополнительные офисы, операционные кассы, кредитно-кассовые офисы.
Анализ имеющейся информации позволяет сделать вывод о том, что банковский сектор Рязанской области в основном удовлетворяет потребности населения в проведении необходимых операций.
По мнению банковского сообщества, основанного на результатах маркетингового исследования, проведенного в августе - сентябре 2004 г. среди жителей г. Рязани, значимым фактором при выборе кредитной организации являлась ее надежность. Кроме того, важными для населения были: широкий перечень предоставляемых услуг и выгодные тарифы, удобное расположение банка и высокий уровень обслуживания клиентов.
В сентябре прошлого года в рамках ежегодного обследования состояния платежных систем и расчетов Главного управления Банка России по Рязанской области особое внимание уделило вопросу оказания услуг физическим лицам. Полученные от рязанских банков - участников опроса показатели позволили сформировать текущий региональный срез оказываемых розничных услуг. Потребительские предпочтения связаны, главным образом, с вкладными операциями (43%), различными видами кредитования, в том числе потребительского (20%), валютнообменными операциями (15,5%), использованием платежных карт (11.6%), с оплатой различных услуг (9%).
Предметом исследования в 2004 г. стали тарифные планы кредитных организаций области на услуги, предоставляемые физическим лицам. Подробно изучен продуктовый ряд банковских услуг, тарифы на них и условия предоставления. Полученная от кредитных организаций региона и филиалов инорегиональных банков информация также позволила выявить перспективные направления развития рынка банковских услуг для населения области.
По состоянию на 1 января 2005 г. все действующие на территории Рязанской области кредитные организации осуществляли привлечение средств населения во вклады. Организованные сбережения населения составили более 10 млрд руб. и сформировали большую часть (68%) привлеченных банковских ресурсов региона. По удельному весу депозитов физических лиц в совокупных банковских пассивах Рязанская область занимала лидирующие позиции среди 17 областей Центрального федерального округа.
Более динамично росли рублевые вклады (на 30%), чем валютные (на 4,5%), что, безусловно, связано с ростом привлекательности российской валюты как средства сбережения граждан. Банковские учреждения области предлагали разнообразные виды вкладов для частных лиц. Программы привлечения вкладов были ориентированы на различные слои населения и предусматривали более выгодные условия сбережений для слабозащищенных граждан (пенсионеры, молодежь).
Процесс роста банковских вкладов сопровождался качественными изменениями в их структуре. Начиная с февраля 2004 г. доля долгосрочных депозитов физических лиц превысила долю краткосрочных и в конце года достигла 64%. Позитивные перемены на рынке частных вкладов связаны не только с ростом денежных доходов населения, но и с общей стабилизацией процессов в экономике, укреплением курса рубля, усилением защищенности сбережений. К концу марта текущего года в систему страхования вкладов вошли все региональные кредитные организации и 12 из 14 инорегиональных кредитных организаций, филиалы которых расположены на территории области. По объему обязательств перед вкладчиками эти банки являлись основными участниками рынка розничных услуг. Ими привлечено более 99% сбережений населения, размещенных в региональном банковском секторе.