Стабилизационный фонд. Опыт других стран.

Идея создания бюджетных специальных фондов, в которых бы на время замораживались, резервировались денежные средства, не нова. Ряд государств (Венесуэла, Нигерия, Норвегия, Оман, Чили и некоторые другие), специализирующихся на добыче полезных ископаемых и их экспорте, используют эту форму накопления в целях последующего финансирования возможного дефицита государственного бюджета, инвестирования в расширение добычи и переработки сырья, для поддержания расходной части бюджета государства в случае снижения мировых цен на экспортируемые полезные ископаемые и на некоторые другие цели в соответствии с решениями высших органов власти. Создатели российского стабилизационного фонда ссылаются на эти факты как на аргумент, который якобы доказывает необходимость и для России накопления части поступающих от экспорта энергоресурсов средств. При этом почему-то не замечают, что речь идет о странах, в которых не ставится задача реанимации созданного предыдущими поколениями экономического потенциала трансформации производственной структуры, т.е. превращение национального хозяйства в высокоразвитую экономику с ведущей ролью перерабатывающих высокотехнологичных отраслей.

Для России решение данных задач является вопросом выживания, а потому замораживание значительной массы ресурсов для нее - непозволительная роскошь. Конечно, если считать, что Россия достойна лишь участи сырьевого придатка мирового рынка, то для нее, скажем, опыт Нигерии или Омана был бы вполне приемлем. Но она в таком случае потеряет самостоятельную роль в мировой экономике и политике, превратится в третьестепенное государство в политическом и военном отношениях. В результате ее способность противостоять дезинтеграционным процессам, в том числе поощряемым извне, будет существенно подорвана.

Поэтому для нашей страны более подходит опыт стран, которые успешно решали задачи, стоящие сегодня перед Россией: реконструкция и модернизация национального хозяйства, изменение его структуры в направлении создания современных динамичных отраслей промышленности, эффективно использующих последние научные достижения; завоевание на этой основе лидирующих позиций в мире. К таким государствам можно отнести, в частности, ведущие страны Западной Европы (ФРГ, Францию и Англию), рациональная денежно-кредитная политика которых, основанная на широком государственном финансировании, а также государственном стимулировании частных инвестиций, подняла их экономику во второй половине XX в. из послевоенной разрухи к вершинам мирового экономического могущества.

Прежде всего следует отметить, что денежно-кредитная политика, ее методы, инструментарий и цели в этих странах не оставались неизменными. Они трансформировались в соответствии с изменением условий экономического и политического развития стран.

В период острой нехватки инвестиционных ресурсов, связанной с послевоенным восстановлением, реконструкцией производственного аппарата и преобразованием производственной структуры, денежно-кредитная политика приблизительно до начала 1970-х гг. была подчиненным элементом в общей государственной стратегии экономического роста, т.е. она не была самостоятельной частью экономической политики данных государств. Соответственно, и деятельность главного государственного органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику _ центрального банка, - в большой степени подчинялась решениям национальных правительств.

Каждая из стран в силу экономических и политических особенностей сумела сформировать в этот период собственный специфический механизм экономического роста, который везде, однако, имел общую черту: он был основан на активном участии государства в процессе превращении сбережений в инвестиции. Государство было главным организатором инвестиционного процесса, как участвуя в нем собственными средствами, так и направляя потоки частного капитала в нужное русло посредством соответствующей денежно-кредитной политики. Созданный им механизм позволил решить задачи послевоенного восстановления экономики и последующего создания передовой промышленной структуры, ведущую роль в которой стали играть современные отрасли и технологии производства.

А. Бажан

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

23 апреля 2018 г.
19:59РСХБ установил ставку 1-го купона облигаций серии 01Т1 в размере 9%
19:47ВЭБ разместил выпуск краткосрочных облигаций ПБО-001Р-К031 на 201 млн рублей
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 23 апреля движется разнонаправленно
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 23 апреля выросла на 0,16% и составила 25396,174 млрд руб.
19:17ВЭБ разместит три выпуска краткосрочных бондов общим объемом 60 млрд рублей
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,8167 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,7262 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 61,8651 руб.
19:13РЖД завершили размещение бондов на 15 млрд рублей
19:07Удмуртия в 2018г может выпустить облигации на 7 млрд рублей
19:03Президент РФ подписал закон о санации страховщиков
18:58Индекс МосБиржи вырос по итогам торгов на 0,8%, индекс РТС снизился на 0,1%
18:54Путин подписал закон об уголовной ответственности за злоупотребления при госзакупках
18:48Нетто-импорт нефти в Китай к 2023 г. вдвое превысит аналогичный показатель США - МЭА
18:44АКРА присвоило выпуску облигаций РЖД на 15 млрд рублей рейтинг "AAA(RU)"