Оценка перспектив денежно-кредитной политики ФРС.
В связи с развитием новых тенденций на мировом финансовом рынке, непосредственно влияющих на реализацию целей денежно-кредитной политики и американскую экономику в целом, вновь стал активно дискутироваться вопрос о переходе ФРС США к стратегии таргети-рования инфляции, о преимуществах которой неоднократно высказывался Б. Бернанке до вступления в должность председателя ФРС. По его мнению, политика, основанная на стратегии таргетирования инфляции и базирующаяся на принципах осторожного выбора средств и открытого разъяснения принятых решений, обеспечивает оптимальные результаты в достижении ценовой стабильности, темпов экономического роста и занятости.
В то же время он признает, что едва ли возможно таргетировать или регулировать цены на активы, поскольку центральным банкам крайне трудно заранее или даже по прошествии времени выявить отклонение цен на них до уровня, определяемого действием общеэкономических факторов.
В целом большинство американских экспертов полагают, что новые экономические вызовы, включая непредсказуемые изменения цен на активы, в конечном счете выявляют больше недостатков, чем преимуществ используемой большинством центральных банков стратегии таргетирования инфляции. В частности, считает С. Кинг, наиболее распространенный двухлетний ориентир по инфляции может подорвать способность центральных банков удерживать инфляцию в среднесрочной перспективе. Более того, установление низкого ориентира по инфляции «может само по себе таить чрезмерный риск, способствующий, в свою очередь, возникновению «финансовых пузырей».
Резюмируя мнение большинства американских экспертов по проблемам антиинфляционной политики в современных условиях, можно выделить следующие основные моменты.
Стратегия таргетирования инфляции оправдана в том случае, если речь идет о намерении денежных властей снизить уровень инфляции в стране с чрезмерно высокого до приемлемого. После достижения стабильного уровня цен дальнейшее таргетирование инфляции как эффективный инструмент макроэкономического регулирования в условиях новых финансово-экономических вызовов теряет смысл. Как считает В. Мюнхау, известный исследователь проблем инфляции, в современных условиях строгое официальное таргетирование инфляции становится столь же непрактичным, как и прежние, базировавшиеся на жестких правилах системы, например режимы фиксированных валютных курсов. По его мнению, слабая сторона таргетирования инфляции состоит не в самом целевом ориентире, а в жестко установленных пределах отклонения от него.
На протяжении ряда лет ФРС США и ЕЦБ удается таргетировать инфляцию
де-факто, без указания и строгого выдерживания целевого ориентира, который большинство центральных банков явно или неявно устанавливают на уровне 2,0%. Отказ от жестких ориентиров по инфляции предоставляет больше возможностей для маневра, чтобы полнее учитывать в своей политике влияние на инфляцию и общую макроэкономическую сбалансированность непредсказуемых изменений цен на активы, причем не только на ближайшие 2 года, но и на более отдаленную перспективу.