Законодательное регулирование функционирования банков развития.

Необходимо отметить, что существующее законодательство в банковской сфере в основном предназначено для коммерческих банков. С появлением же новых банковских структур - государственных банков развития возникает потребность в новых законах и нормативных актах, обеспечивающих их эффективную работу. Во многом именно по этой причине участие банков развития в финансировании предприятий материального производства пока не получило надлежащего развития.

Эффективное функционирование банков развития требует законодательного закрепления за ними строго определенных функций. Зарубежный опыт (например, деятельность банков развития в Китае, Японии, Казахстане) свидетельствует о том, что издание специального закона, определяющего правовые основы деятельности указанных учреждений, является самым важным этапом их создания. Наличие такого закона позволяет банкам развития проводить долгосрочную кредитную политику, независимую от политических ситуаций в стране. Определенная независимость таких кредитных учреждений от возможных изменений политической ситуации в стране позволяет им оставаться компетентными и надежными партнерами на международном уровне.

В России же в настоящее время не существует специального законодательства, регулирующего особенность деятельности государственных банков развития. Они по сути не отличаются от обычных кредитных организаций, что, соответственно, нивелирует их потенциальные возможности. Практическая деятельность этих банков направлена на выполнение возложенных на них функций в рамках единых правил и нормативных требований Банка России, предназначенных для коммерческих банков.

До настоящего времени правительство до конца не определилось с составом государственных банков и их статусом. Существующие банки с государственным участием (Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Российский банк развития (РосБР) решают отдельные государственно-значимые задачи, возложенные на них отдельными поручениями. Указанные банки выполняют функции, определенные в их уставах, а также иные функции, например, такие, как исполнение поручений Правительства РФ. Например, Внешэкономбанк фактически не является кредитной организацией — это государственное учреждение, неподконтрольное Банку России, и продолжает действовать на основании Указа Президента РФ, а не закона.

Созданные несколько лет назад «РосБР» и Рос-сельхозбанк, в уставном капитале которых доля государства составляет 100%, не в полной мере решают задачи государственного масштаба, так как они работают на основе закона «О банках И банковской деятельности». Поэтому, как и у коммерческих банков, их цель — получение прибыли, что не свойственно государственным банкам развития. Так, Россельхозбанк работает с физическими лицами, принимая денежные средства в депозиты.

Зарубежный опыт свидетельствует, что деятельность государственных банков развития должна строиться на основе специальных законов, определяющих направления их развития.

При разработке такого закона для российских банков развития представляется целесообразным использовать опыт Казахстана, Германии, Китая и других стран, где имеется специальное законодательство для данных банков. Исходя из их опыта, в российском законе о государственных банках развития, по нашему мнению, следует:

  • определить их подчиненность, полномочия и ответственных субъектов за управление государственных долей в капитале (правительство, Банк России, специальный орган, местный орган);
  • узаконить особенности системы управления, порядок принятия решений по крупным сделкам (проектам);
  • установить ограничения на их деятельность, порядок предоставления и привлечения займов, возможность участия в уставных капиталах юридических лиц;
  • установить права банков с государственным участием при выполнении операций по кредитованию направлений, определенных правительством и администрациями регионов;
  • определить особый порядок, формы отчетности и сроки ее предоставления, а также порядок надзора за деятельностью этих банков;
  • закрепить за банками развития функции по отбору и финансированию инвестиционных проектов, включая и софинансирование.

    В. Зверев

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
20 апреля 2024 г.
17:06На севере Москвы реорганизуют три участка с объектами незавершенного строительства
16:23Путин поручил принять меры по обновлению рыбопромыслового флота
15:28Путин поручил правительству и ЦБ РФ представить предложения по созданию агробиржи со странами БРИКС
Лазерная коррекция зрения Здравствуйте, в субботу была у лечащего врача в Донецком центре терапии глаза, которая рекомендуюет сделать эксимерлазерную коррекцию. У меня -8, пользуюсь линзами 10 лет. А у мне немного страшновато и пока не могу принять решение, почитала отзывы - все очень положительно, столько тепла и благодарности в словах пациентов. . . . >