Законодательное регулирование функционирования банков развития.

Необходимо отметить, что существующее законодательство в банковской сфере в основном предназначено для коммерческих банков. С появлением же новых банковских структур - государственных банков развития возникает потребность в новых законах и нормативных актах, обеспечивающих их эффективную работу. Во многом именно по этой причине участие банков развития в финансировании предприятий материального производства пока не получило надлежащего развития.

Эффективное функционирование банков развития требует законодательного закрепления за ними строго определенных функций. Зарубежный опыт (например, деятельность банков развития в Китае, Японии, Казахстане) свидетельствует о том, что издание специального закона, определяющего правовые основы деятельности указанных учреждений, является самым важным этапом их создания. Наличие такого закона позволяет банкам развития проводить долгосрочную кредитную политику, независимую от политических ситуаций в стране. Определенная независимость таких кредитных учреждений от возможных изменений политической ситуации в стране позволяет им оставаться компетентными и надежными партнерами на международном уровне.

В России же в настоящее время не существует специального законодательства, регулирующего особенность деятельности государственных банков развития. Они по сути не отличаются от обычных кредитных организаций, что, соответственно, нивелирует их потенциальные возможности. Практическая деятельность этих банков направлена на выполнение возложенных на них функций в рамках единых правил и нормативных требований Банка России, предназначенных для коммерческих банков.

До настоящего времени правительство до конца не определилось с составом государственных банков и их статусом. Существующие банки с государственным участием (Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Российский банк развития (РосБР) решают отдельные государственно-значимые задачи, возложенные на них отдельными поручениями. Указанные банки выполняют функции, определенные в их уставах, а также иные функции, например, такие, как исполнение поручений Правительства РФ. Например, Внешэкономбанк фактически не является кредитной организацией — это государственное учреждение, неподконтрольное Банку России, и продолжает действовать на основании Указа Президента РФ, а не закона.

Созданные несколько лет назад «РосБР» и Рос-сельхозбанк, в уставном капитале которых доля государства составляет 100%, не в полной мере решают задачи государственного масштаба, так как они работают на основе закона «О банках И банковской деятельности». Поэтому, как и у коммерческих банков, их цель — получение прибыли, что не свойственно государственным банкам развития. Так, Россельхозбанк работает с физическими лицами, принимая денежные средства в депозиты.

Зарубежный опыт свидетельствует, что деятельность государственных банков развития должна строиться на основе специальных законов, определяющих направления их развития.

При разработке такого закона для российских банков развития представляется целесообразным использовать опыт Казахстана, Германии, Китая и других стран, где имеется специальное законодательство для данных банков. Исходя из их опыта, в российском законе о государственных банках развития, по нашему мнению, следует:

  • определить их подчиненность, полномочия и ответственных субъектов за управление государственных долей в капитале (правительство, Банк России, специальный орган, местный орган);
  • узаконить особенности системы управления, порядок принятия решений по крупным сделкам (проектам);
  • установить ограничения на их деятельность, порядок предоставления и привлечения займов, возможность участия в уставных капиталах юридических лиц;
  • установить права банков с государственным участием при выполнении операций по кредитованию направлений, определенных правительством и администрациями регионов;
  • определить особый порядок, формы отчетности и сроки ее предоставления, а также порядок надзора за деятельностью этих банков;
  • закрепить за банками развития функции по отбору и финансированию инвестиционных проектов, включая и софинансирование.

    В. Зверев

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

26 апреля 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 26 апреля растет
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 26 апреля выросла на 1,33% и составила 38730,933 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,924 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 62,7377 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 76,3639 руб.
18:58Индекс МосБиржи вырос на 1,4%, индекс РТС - на 0,8%
18:57Компания "Домашние деньги" допустила техдефолт по оферте, не исполнив обязательства на 840,2 млн руб.
18:52Количество созданных компаний в 1-м квартале сократилось на 14% - ФНС
18:44Председателем набсовета "Московской биржи" избран Олег Вьюгин
18:34Ипотечные ставки в США выросли до максимума с августа 2013 года
18:24АКРА подтвердило рейтинг банка "ДельтаКредит" на уровне "ААА(RU)", прогноз - "стабильный"
18:23ЛУКОЙЛ погасил евробонды на $1,5 млрд
18:23Нефть торгуется у трехлетних максимумов
17:58Крупнейшая железнодорожная компания Северной Америки получила рекордную прибыль за квартал
17:50АКРА подтвердило рейтинг Русфинанс банка на уровне "ААА(RU)", прогноз - "стабильный"
Лазерная коррекция зрения Здравствуйте, в субботу была у лечащего врача в Донецком центре терапии глаза, которая рекомендуюет сделать эксимерлазерную коррекцию. У меня -8, пользуюсь линзами 10 лет. А у мне немного страшновато и пока не могу принять решение, почитала отзывы - все очень положительно, столько тепла и благодарности в словах пациентов. . . . >