Законодательное регулирование функционирования банков развития.

Необходимо отметить, что существующее законодательство в банковской сфере в основном предназначено для коммерческих банков. С появлением же новых банковских структур - государственных банков развития возникает потребность в новых законах и нормативных актах, обеспечивающих их эффективную работу. Во многом именно по этой причине участие банков развития в финансировании предприятий материального производства пока не получило надлежащего развития.

Эффективное функционирование банков развития требует законодательного закрепления за ними строго определенных функций. Зарубежный опыт (например, деятельность банков развития в Китае, Японии, Казахстане) свидетельствует о том, что издание специального закона, определяющего правовые основы деятельности указанных учреждений, является самым важным этапом их создания. Наличие такого закона позволяет банкам развития проводить долгосрочную кредитную политику, независимую от политических ситуаций в стране. Определенная независимость таких кредитных учреждений от возможных изменений политической ситуации в стране позволяет им оставаться компетентными и надежными партнерами на международном уровне.

В России же в настоящее время не существует специального законодательства, регулирующего особенность деятельности государственных банков развития. Они по сути не отличаются от обычных кредитных организаций, что, соответственно, нивелирует их потенциальные возможности. Практическая деятельность этих банков направлена на выполнение возложенных на них функций в рамках единых правил и нормативных требований Банка России, предназначенных для коммерческих банков.

До настоящего времени правительство до конца не определилось с составом государственных банков и их статусом. Существующие банки с государственным участием (Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Российский банк развития (РосБР) решают отдельные государственно-значимые задачи, возложенные на них отдельными поручениями. Указанные банки выполняют функции, определенные в их уставах, а также иные функции, например, такие, как исполнение поручений Правительства РФ. Например, Внешэкономбанк фактически не является кредитной организацией — это государственное учреждение, неподконтрольное Банку России, и продолжает действовать на основании Указа Президента РФ, а не закона.

Созданные несколько лет назад «РосБР» и Рос-сельхозбанк, в уставном капитале которых доля государства составляет 100%, не в полной мере решают задачи государственного масштаба, так как они работают на основе закона «О банках И банковской деятельности». Поэтому, как и у коммерческих банков, их цель — получение прибыли, что не свойственно государственным банкам развития. Так, Россельхозбанк работает с физическими лицами, принимая денежные средства в депозиты.

Зарубежный опыт свидетельствует, что деятельность государственных банков развития должна строиться на основе специальных законов, определяющих направления их развития.

При разработке такого закона для российских банков развития представляется целесообразным использовать опыт Казахстана, Германии, Китая и других стран, где имеется специальное законодательство для данных банков. Исходя из их опыта, в российском законе о государственных банках развития, по нашему мнению, следует:

  • определить их подчиненность, полномочия и ответственных субъектов за управление государственных долей в капитале (правительство, Банк России, специальный орган, местный орган);
  • узаконить особенности системы управления, порядок принятия решений по крупным сделкам (проектам);
  • установить ограничения на их деятельность, порядок предоставления и привлечения займов, возможность участия в уставных капиталах юридических лиц;
  • установить права банков с государственным участием при выполнении операций по кредитованию направлений, определенных правительством и администрациями регионов;
  • определить особый порядок, формы отчетности и сроки ее предоставления, а также порядок надзора за деятельностью этих банков;
  • закрепить за банками развития функции по отбору и финансированию инвестиционных проектов, включая и софинансирование.

    В. Зверев

Стр.:  1 | 2
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

21 января 2018 г.
19:01Пресс-секретарь президента РФ назвал коллапсом нынешний уровень отношений России и США
18:52В турецком городе от выпущенной с территории Сирии ракеты пострадало 32 человека
18:36Д.Песков заявил, что не имеет никакого отношения к политике, хотя ранее симпатизировал ЛДПР
17:45В Кремле ожидают новых обвинений в адрес России
17:38В результате нападения террористов на отель Intercontinental в Кабуле погибло более 40 человек
16:35"Сумма" хочет привлечь китайскую CEFC к созданию газохимического комплекса ЯТЭК
15:35Молдавия привлечет два кредита на $20 млн от структур Всемирного банка на модернизацию системы госуслуг
14:29В 2018 году Венесуэла увеличит добычу нефти
13:29Суд Махачкалы на 10 суток заключил мэра города М.Мусаева под арест
12:34Новый тип соглашения ОПЕК+ может быть внедрен вместо продления сделки о сокращении нефтедобычи после 2018 года
11:56ЦБ РФ установил курс доллара США на сегодня в размере 56,5892 руб.
11:55ЦБ РФ установил курс евро на сегодня в размере 69,3953 руб.
20 января 2018 г.
17:52Совет директоров "Иркута" 26 января утвердит организационную структуру предприятия
17:40Экс-зампрезидента ВТБ 24 В.Воробьев будет курировать в "Росгосстрахе" розничный бизнес
17:12Золотодобывающий "Полюс" считает комфортным для себя левередж на уровне 1,5x
Лазерная коррекция зрения Здравствуйте, в субботу была у лечащего врача в Донецком центре терапии глаза, которая рекомендуюет сделать эксимерлазерную коррекцию. У меня -8, пользуюсь линзами 10 лет. А у мне немного страшновато и пока не могу принять решение, почитала отзывы - все очень положительно, столько тепла и благодарности в словах пациентов. . . . >