Законодательное регулирование функционирования банков развития.
В мероприятиях Банка России по совершенствованию банковской системы на
2006 г. не было предусмотрено совершенствование законодательства в части функционирования государственных банков развития, в частности, кредитование реального сектора экономики.
В законе о банках развития необходимо определить их статус как государственных, что присутствует в законодательстве развитых зарубежных стран. Банкам развития должна отводиться роль основного инвестиционного института страны, обеспечивающего финансовую поддержку инициатив частного сектора и государства, связанных с инфраструктурными проектами, предоставляя им долгосрочные (до 20 лет) и среднесрочные (на 5—10 лет) низкопроцентные кредиты. Как приложения к закону должны быть разработаны специальные программы среднесрочного заимствования на международных рынках, обеспеченные гарантиями правительства, которые позволят данным банкам использовать ряд финансовых инструментов - среднесрочные облигации, синдицированные кредиты, секьюритизацию и др.
Вместо нормативов и регламентов Банка России в законе о банках развития нужно предусмотреть специальные нормативы, регулирующие их деятельность.
Одновременно с введением нового закона должны быть изданы соответствующие нормативные документы (акты), регулирующие работу банков развития, основные принципы их взаимоотношения с государственными органами, отчетность, лицензируемые виды деятельности. Законом должны быть закреплены за банками развития цели их деятельности (например, инвестиционная деятельность, развитие инфраструктуры, развитие малого бизнеса и др.).
Институты развития подвержены множеству рисков, вытекающих из особых взаимоотношений с государством. Это многочисленность целей, моральный риск снижения возврата займов вследствие собственности государства (компаниями, лоббируемыми государством, а также из-за политизированного управления, потери при субсидировании процентных ставок, финансировании убыточных предприятий). Поэтому в законодательстве о банке развития должно быть запрещено вмешательство (в любой форме) государственных органов и их должностных лиц в работу банков развития, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательных актах.
Кроме того, для эффективной работы государственных банков развития при кредитовании реального сектора экономики, по нашему мнению, необходимо внести ряд изменений и дополнений в действующее банковское законодательство по кредитованию.
Необходимо ввести уголовную ответственность за уклонение от возврата кредита, сокрытие предмета залога и отчуждение имущества в целях невозврата кредита и (или) уплаты процентов. Также нуждается в совершенствовании процедура рассмотрения требований банков в арбитражных судах при решении залоговых споров.
При привлечении банками развития региональных банков в качестве агентов для кредитования предприятий необходимо законодательно определить для них налоговые льготы. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом, обеспечивающим стимулирование инвестиционного спроса.