Private Banking: особый сервис для особых клиентов.
Рассказывает Валерий ХУДОРОЖКОВ, заместитель управляющего АР Anlage & Privatbank AG в Швейцарии.
Каковы, на Ваш взгляд, основные тенденции в развитии швейцарской банковской индустрии сейчас? Что интересного происходит в секторе Private Banking?
В последние несколько лет самым значительным процессом в банковской индустрии Швейцарии стало отстаивание швейцарской банковской системой основных принципов деятельности в ответ на давление со стороны ЕС, желающего привести законодательство банковского сектора Швейцарии в соответствие с нормами Евросоюза. Это определенное противостояние, как известно, закончилось соглашением, по которому Швейцария взяла на себя обязательство о налогообложении доходов граждан ЕС в швейцарских банках, которое вступило в силу с 1 июля 2005 г. При этом, однако, сохраняется принцип банковской тайны: как и прежде, никакой информации о самих клиентах швейцарские банки не будут передавать в ЕС. Это, как полагают швейцарские банкиры, дает прочную гарантию сохранения ключевого элемента, привлекающего многих клиентов в страну, еще как минимум на следующие 15 лет.
Безусловно, швейцарским банкирам прибавилось формальной работы, связанной с необходимостью требовать большее количество документов от клиентов. Тем не менее качество работы остается на должном уровне. Процесс открытия счета в швейцарском банке никогда не был быстрой процедурой. Так что больших изменений в качестве обслуживания клиентов не происходит.
Сложно сказать, является ли это уже заметным явлением, но начинает проявляться тенденция к смене сегментации клиентов банков. В силу вышеупомянутого соглашения неизбежно ожидается некий отток европейских клиентов, и основной приток новых ресурсов будет скорее всего из стран, граничащих с ЕС на востоке, а также новых стран - членов ЕС.
В сфере Private Banking сейчас активно развивается такой банковский продукт, как family office. По сути это мини-компания с несколькими наемными управляющими, которые комплексно решают проблемы клиента, занимаются организацией его жизни, исходя из концепции — гений в своем бизнесе не может быть гением во всем. Для того чтобы клиент мог вести соответствующий образ жизни, нужно иметь финансовых советников, которые будут создавать инвестиционные стратегии, делать вложения и следить за ними. Обычно эти компании привязаны к банкам, но продукт family office пока не оформился в конкретную форму со своими четкими критериями. Клиент должен иметь определенный уровень капитала, который нужен для создания и поддержания мини-компании, ее управляющие не должны «съедать» больше 5% генерируемого дохода от управляемых активов. На сегодняшний день создание такой компании целесообразно, если у клиента есть как минимум 10 млн долл. свободного капитала.
Можно ли дать характеристику клиентов Private Banking из стран СНГ, открывающих счета в швейцарском банке?
Среди таких клиентов есть люди бизнеса, которые, делая инвестиции за рубежом, пытаются уйти от политических и валютных рисков. Есть крупные адвокаты, элита, работающая в корпоративном сегменте и в сфере интеллектуального труда, которые заинтересованы в стабильном накоплении активов для жизнеобеспечения после окончания карьеры. Клиенты из СНГ в основном склонны к консервативным стратегиям инвестирования. Они предпочитают, чтобы их средства работали на различных рынках и в различных формах инвестиций, в том числе инвестиционных фондах, ценных бумагах, недвижимости, драгоценных металлах и на биржевом рынке.