Вопросам надзора и регулирования - первостепенное внимание.

Формальные признаки развития российского банковского сектора сегодня позволяют говорить о больших успехах. Это если оценивать в целом. Достаточно перечислить ряд таких характеристик, как быстрый рост активов, расширение спектра услуг, рост капитала и депозитов, приход иностранного капитала, большой спрос на покупку банковского бизнеса (причем спрос намного опережает предложение), увеличение сроков кредитования (более половины кредитов выдается на срок свыше одного года).

Этому во многом способствовала созданная система страхования вкладов (увеличение страхового покрытия до 400 тыс. руб.), а также совершенствование банковского законодательства. С 1 января 2007 г. введены поправки, связанные с вопросами капитала банков, ранее были приняты поправки по нормативам достаточности капитала и выравниванию в правах места иностранного и российского капитала.

Прослеживается явная динамика в дальнейшем развитии банковского сектора, его всестороннее укрепление. Впервые банковские активы превысили 50% ВВП. Таким образом, была досрочно достигнута та планка, о которой говорилось в Стратегии развития банковского сектора. Но это, повторяю, формальные признаки, свидетельствующие о прогрессивном росте.

На фоне всех этих впечатляющих характеристик остаются задачи, которые требуют оперативного решения. С позиции РСПП, на «банковском фронте» надо еще достаточно много поработать. Банковский сектор пока не адекватен экономическим задачам. Мало что меняется в глобальном понимании экономических проблем. Например, пока недостаточно быстро идет рост долгосрочного кредитования и долгосрочных инвестиций.

Другая проблема - собственная капитализация. Хотя капитал банков растет, темпы его роста явно отстают от темпов роста активов. Эту проблему нельзя недооценивать, и здесь системные риски также возрастают. Хотя ситуация пока еще не критическая.

Наличие в банковской системе названных проблем свидетельствует о том, что у нас далеко не все сделано, далеко еще не все стабильно, и в случае какой-либо временной политико-экономической турбулентности проблемы могут привести к отрицательным последствиям. Хотел бы подчеркнуть, что сейчас вся страна, и банковская система в частности, вступает в период избирательной кампании, в очень серьезную политику. Поэтому мы должны предвидеть возможные проблемы, а не говорить, что у нас все замечательно и дальше будет еще лучше. У нас неплохие показатели развития, но мы должны видеть и решать те серьезные проблемы, которые есть в банковском секторе.

Недавно на заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности мы обсуждали вопрос совершенствования надзора в банковском деле. В банковском сообществе, на различных неофициальных мероприятиях, высказываются критические замечания в адрес регулирующего органа. Не все банки устраивает сегодняшнее мотивированное суждение со стороны Банка России. Для совершенствования банковского надзора и соблюдения Базельских принципов надо четко прописать в законе принципы организации надзорной практики и само понятие «мотивированное суждение». Законодатели говорят, что формальные принципы этого понятия отсутствуют, и поэтому требуются уточнения, иначе Банк России вступает в противоречие с действующим законом.

Депутаты также поднимают вопрос о роли Банка России в реализации Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, председатель Комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник считает, что эта роль должна ограничиваться только рамками закона, т.е. ЦБ не может здесь слишком сильно проявлять активность, а должен строго выполнять закон. Более активными должны быть компетентные структуры, которые согласно этому закону должны отслеживать и наказывать организации, нарушающие законодательство. А главная задача Банка России - своевременно давать информацию о нарушениях.

Сегодня же, по мнению депутатов, Центральный банк занял ведущую роль в реализации этого закона и, по сути, является судьей для банков. Поскольку имеются подобные разночтения, требуется законодательно уточнить роль и место Банка России в решении этой проблемы. Пока нет единого подхода и пока разные структуры по-своему трактуют закон, необходимо наладить активное взаимодействие между различными регулирующими органами, в частности между Госдумой и ЦБ РФ.

А. Мурычев

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июля 2018 г.
18:10МИД Ирана: Тегеран пока не получил от ЕС новых предложений по атомной сделке
17:31СМИ Саудовской Аравии: король страны и президент США будут поддерживать стабильность рынка нефти
16:52Казахстан либерализовал визовый режим для иностранцев
16:01ООН приветствует новое соглашение стран ЕС по миграции
15:39Акционеры "Мечела" утвердили выплату 16,66 руб. на привилегированную акцию
15:04ОСАГО может остаться невостребованным из-за особенностей рынка
14:42АФК "Система" планирует вернуться к прежней дивидендной политике
13:47Объединенную ракетно-космическую корпорацию возглавит бывший гендиректор АО ГЛОНАСС
12:47Путин утвердил национальный план противодействия коррупции
12:28"Натали Турс" объявила о сокращении чартерных программ в Испанию, Италию и Турцию
11:59ЕАЭС вводит антидемпинговые пошлины на некоторые виды гербицидов из ЕС
11:25Трамп потребовал от Германии увеличить взносы в НАТО
10:56Павел Федоров переизбран главой совета директоров "Башнефти"
10:15Трамп: США пока не собираются выходить из ВТО
09:46Экономический рост в Грузии в мае составил 7,5%
Ремонт генератора Где произвести ремонт автомобильного генератора в Алматы (Казахстан)? Мы узкоспециализированно занимаемся обслуживанием, ремонтом, продажей авто генераторов для многих видов авто транспорта грузовые, легковые, погрузчики, экскаваторы, кары и др. Широкий ассортимент комплектующих различных производителей и исполнения.