Вопросам надзора и регулирования - первостепенное внимание.

Формальные признаки развития российского банковского сектора сегодня позволяют говорить о больших успехах. Это если оценивать в целом. Достаточно перечислить ряд таких характеристик, как быстрый рост активов, расширение спектра услуг, рост капитала и депозитов, приход иностранного капитала, большой спрос на покупку банковского бизнеса (причем спрос намного опережает предложение), увеличение сроков кредитования (более половины кредитов выдается на срок свыше одного года).

Этому во многом способствовала созданная система страхования вкладов (увеличение страхового покрытия до 400 тыс. руб.), а также совершенствование банковского законодательства. С 1 января 2007 г. введены поправки, связанные с вопросами капитала банков, ранее были приняты поправки по нормативам достаточности капитала и выравниванию в правах места иностранного и российского капитала.

Прослеживается явная динамика в дальнейшем развитии банковского сектора, его всестороннее укрепление. Впервые банковские активы превысили 50% ВВП. Таким образом, была досрочно достигнута та планка, о которой говорилось в Стратегии развития банковского сектора. Но это, повторяю, формальные признаки, свидетельствующие о прогрессивном росте.

На фоне всех этих впечатляющих характеристик остаются задачи, которые требуют оперативного решения. С позиции РСПП, на «банковском фронте» надо еще достаточно много поработать. Банковский сектор пока не адекватен экономическим задачам. Мало что меняется в глобальном понимании экономических проблем. Например, пока недостаточно быстро идет рост долгосрочного кредитования и долгосрочных инвестиций.

Другая проблема - собственная капитализация. Хотя капитал банков растет, темпы его роста явно отстают от темпов роста активов. Эту проблему нельзя недооценивать, и здесь системные риски также возрастают. Хотя ситуация пока еще не критическая.

Наличие в банковской системе названных проблем свидетельствует о том, что у нас далеко не все сделано, далеко еще не все стабильно, и в случае какой-либо временной политико-экономической турбулентности проблемы могут привести к отрицательным последствиям. Хотел бы подчеркнуть, что сейчас вся страна, и банковская система в частности, вступает в период избирательной кампании, в очень серьезную политику. Поэтому мы должны предвидеть возможные проблемы, а не говорить, что у нас все замечательно и дальше будет еще лучше. У нас неплохие показатели развития, но мы должны видеть и решать те серьезные проблемы, которые есть в банковском секторе.

Недавно на заседании Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности мы обсуждали вопрос совершенствования надзора в банковском деле. В банковском сообществе, на различных неофициальных мероприятиях, высказываются критические замечания в адрес регулирующего органа. Не все банки устраивает сегодняшнее мотивированное суждение со стороны Банка России. Для совершенствования банковского надзора и соблюдения Базельских принципов надо четко прописать в законе принципы организации надзорной практики и само понятие «мотивированное суждение». Законодатели говорят, что формальные принципы этого понятия отсутствуют, и поэтому требуются уточнения, иначе Банк России вступает в противоречие с действующим законом.

Депутаты также поднимают вопрос о роли Банка России в реализации Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, председатель Комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник считает, что эта роль должна ограничиваться только рамками закона, т.е. ЦБ не может здесь слишком сильно проявлять активность, а должен строго выполнять закон. Более активными должны быть компетентные структуры, которые согласно этому закону должны отслеживать и наказывать организации, нарушающие законодательство. А главная задача Банка России - своевременно давать информацию о нарушениях.

Сегодня же, по мнению депутатов, Центральный банк занял ведущую роль в реализации этого закона и, по сути, является судьей для банков. Поскольку имеются подобные разночтения, требуется законодательно уточнить роль и место Банка России в решении этой проблемы. Пока нет единого подхода и пока разные структуры по-своему трактуют закон, необходимо наладить активное взаимодействие между различными регулирующими органами, в частности между Госдумой и ЦБ РФ.

А. Мурычев

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай
Ремонт генератора Где произвести ремонт автомобильного генератора в Алматы (Казахстан)? Мы узкоспециализированно занимаемся обслуживанием, ремонтом, продажей авто генераторов для многих видов авто транспорта грузовые, легковые, погрузчики, экскаваторы, кары и др. Широкий ассортимент комплектующих различных производителей и исполнения.