Отделение надзора - путь к мегарегулированию?

Обратим внимание на один аспект деятельности британского мегарегулятора - взаимодействие с другими регуляторами рынка финансово-банковских услуг. Проблема эта, несомненно, существует, и сторонам даже пришлось приходить к письменному соглашению о взаимодействии: мегарегулятор, Банк Англии и казначейство подписали Меморандум взаимопонимания, в соответствии с которым были разделены сферы ответственности, порядок обмена информацией и действий в случае возникновения кризисных ситуаций. Подчеркнем, что основными компетенциями мегарегулятора были признаны пруденциальный надзор, контроль за финансовыми рынками и противодействие легализации преступных доходов. За Банком Англии осталось обеспечение стабильности денежной системы, система расчетов, защита национальной денежной единицы. При этом Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования не осуществляет надзор за институтами, проводящими финансовые и банковские операции. Минимизирована возможность конфликта целей и интересов в вопросах денежно-кредитного регулирования экономики, ориентированного не на конкретных участников рынка, а на его конъюнктуру, и банковского надзора, направленного на конкретные кредитные организации.

В России на роль мегарегулятора могут в принципе претендовать Центральный банк, Министерство финансов, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и даже Росфинмониторинг. Если отодвинуть на второй план ведомственные интересы, мегарегулятор должен соответствовать следующим требованиям: во-первых, обладать наиболее полной картиной состояния финансового рынка, во-вторых, располагать инфраструктурой (квалифицированный персонал, сеть отделений в регионах), в-третьих, иметь возможности оперативного влияния на конъюнктуру рынка.

Относительно первого можно сказать, что полной картины нет ни у одной из перечисленных структур. Пожалуй, Центральный банк в большей степени приблизился к этому требованию, так как он ведет мониторинг не только финансового, но и реального сектора экономики, у него налажена система экономического и статистического анализа. Второе требование при соответствующем государственном подходе может быть достаточно быстро выполнено, хотя можно утверждать, что Центральный банк наиболее обеспечен как персоналом, так и элементами инфраструктуры.

Третье требование стоит прокомментировать особо. Что имеется в виду под возможностями оперативного влияния на конъюнктуру рынка? Бесспорно, Центральный банк представляет собой уникальное образование нормативного и оперативного воздействия на экономическую систему, поскольку не только поставляет поток регламентирующих документов, но и регулирует рынки(интервенции, процентная политика, операции на открытом рынке) в случае возникновения нежелательных колебаний. Образно говоря, Центральный банк «живет» в рынке, что, конечно, дает ему определенное преимущество в возможности претендовать на роль единого регулятора финансово-банковского рынка.

К сожалению, в России дискуссия по поводу банковского регулирования периодически смещается в сторону слепого копирования зарубежного опыта и сводится к предложению технического отделения функции банковского надзора от Центрального банка. Критики неограниченных полномочий Центрального банка в части его нормотворческой функции и применения мер воздействия, что в целом справедливо, почему-то видят выход из проблемной ситуации в передаче функции банковского надзора другой организации. Еще раз подчеркнем: проблема нормотворчества и применения мер воздействия со стороны Центрального банка не эквивалентна проблеме выделения и передачи функции банковского надзора. Вопрос чрезвычайно широких рамок нормотворчества и правоприменительной практики со стороны Центрального банка ~ это вопрос коррекции отдельных положений банковского законодательства и приведения их в соответствие с нормами КоАП. Вопрос же передачи функции - это кардинальная перестройка системы банковско-финансового регулирования, первым этапом которой неизбежно станет передел функций между заинтересованными органами, что может негативно сказаться на финансовой системе, участниках рынка и экономике в целом.

М. Котляров

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

26 апреля 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 26 апреля растет
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 26 апреля выросла на 1,33% и составила 38730,933 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,924 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 62,7377 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 76,3639 руб.
18:58Индекс МосБиржи вырос на 1,4%, индекс РТС - на 0,8%
18:57Компания "Домашние деньги" допустила техдефолт по оферте, не исполнив обязательства на 840,2 млн руб.
18:52Количество созданных компаний в 1-м квартале сократилось на 14% - ФНС
18:44Председателем набсовета "Московской биржи" избран Олег Вьюгин
18:34Ипотечные ставки в США выросли до максимума с августа 2013 года
18:24АКРА подтвердило рейтинг банка "ДельтаКредит" на уровне "ААА(RU)", прогноз - "стабильный"
18:23ЛУКОЙЛ погасил евробонды на $1,5 млрд
18:23Нефть торгуется у трехлетних максимумов
17:58Крупнейшая железнодорожная компания Северной Америки получила рекордную прибыль за квартал
17:50АКРА подтвердило рейтинг Русфинанс банка на уровне "ААА(RU)", прогноз - "стабильный"