Отделение надзора - путь к мегарегулированию?

Обратим внимание на один аспект деятельности британского мегарегулятора - взаимодействие с другими регуляторами рынка финансово-банковских услуг. Проблема эта, несомненно, существует, и сторонам даже пришлось приходить к письменному соглашению о взаимодействии: мегарегулятор, Банк Англии и казначейство подписали Меморандум взаимопонимания, в соответствии с которым были разделены сферы ответственности, порядок обмена информацией и действий в случае возникновения кризисных ситуаций. Подчеркнем, что основными компетенциями мегарегулятора были признаны пруденциальный надзор, контроль за финансовыми рынками и противодействие легализации преступных доходов. За Банком Англии осталось обеспечение стабильности денежной системы, система расчетов, защита национальной денежной единицы. При этом Центральный банк как орган денежно-кредитного регулирования не осуществляет надзор за институтами, проводящими финансовые и банковские операции. Минимизирована возможность конфликта целей и интересов в вопросах денежно-кредитного регулирования экономики, ориентированного не на конкретных участников рынка, а на его конъюнктуру, и банковского надзора, направленного на конкретные кредитные организации.

В России на роль мегарегулятора могут в принципе претендовать Центральный банк, Министерство финансов, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) и даже Росфинмониторинг. Если отодвинуть на второй план ведомственные интересы, мегарегулятор должен соответствовать следующим требованиям: во-первых, обладать наиболее полной картиной состояния финансового рынка, во-вторых, располагать инфраструктурой (квалифицированный персонал, сеть отделений в регионах), в-третьих, иметь возможности оперативного влияния на конъюнктуру рынка.

Относительно первого можно сказать, что полной картины нет ни у одной из перечисленных структур. Пожалуй, Центральный банк в большей степени приблизился к этому требованию, так как он ведет мониторинг не только финансового, но и реального сектора экономики, у него налажена система экономического и статистического анализа. Второе требование при соответствующем государственном подходе может быть достаточно быстро выполнено, хотя можно утверждать, что Центральный банк наиболее обеспечен как персоналом, так и элементами инфраструктуры.

Третье требование стоит прокомментировать особо. Что имеется в виду под возможностями оперативного влияния на конъюнктуру рынка? Бесспорно, Центральный банк представляет собой уникальное образование нормативного и оперативного воздействия на экономическую систему, поскольку не только поставляет поток регламентирующих документов, но и регулирует рынки(интервенции, процентная политика, операции на открытом рынке) в случае возникновения нежелательных колебаний. Образно говоря, Центральный банк «живет» в рынке, что, конечно, дает ему определенное преимущество в возможности претендовать на роль единого регулятора финансово-банковского рынка.

К сожалению, в России дискуссия по поводу банковского регулирования периодически смещается в сторону слепого копирования зарубежного опыта и сводится к предложению технического отделения функции банковского надзора от Центрального банка. Критики неограниченных полномочий Центрального банка в части его нормотворческой функции и применения мер воздействия, что в целом справедливо, почему-то видят выход из проблемной ситуации в передаче функции банковского надзора другой организации. Еще раз подчеркнем: проблема нормотворчества и применения мер воздействия со стороны Центрального банка не эквивалентна проблеме выделения и передачи функции банковского надзора. Вопрос чрезвычайно широких рамок нормотворчества и правоприменительной практики со стороны Центрального банка ~ это вопрос коррекции отдельных положений банковского законодательства и приведения их в соответствие с нормами КоАП. Вопрос же передачи функции - это кардинальная перестройка системы банковско-финансового регулирования, первым этапом которой неизбежно станет передел функций между заинтересованными органами, что может негативно сказаться на финансовой системе, участниках рынка и экономике в целом.

М. Котляров

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

19 января 2019 г.
16:28Минсельхоз РФ: интервенции на молочном рынке в 2019 году не планируются
15:35Сформировано правительство Армении
14:42Минсельхоз: сельхозпроизводство в РФ в 2019 году вырастет на 1-1,5%
13:19Минсельхоз: ситуация с ценами на продтовары стабильная
12:31Минсельхоз: Турция выделит РФ квоту на поставки говядины в размере 5 тыс. тонн с возможностью увеличения
11:59Премьеры ЕАЭС планируют договориться о тарифах на транспорт газа
11:22РФ в 2018 году увеличила экспорт пшеницы в Турцию на 40%
10:41Рогозин: космические предприятия РФ будут укреплять сотрудничество с нефтегазовой отраслью
10:21ЕС не получал официальных просьб от Лондона о переносе сроков Brexit
10:02На аукционах в среду нерезиденты купили 40% ОФЗ
09:42ФРС будет принимать решения по ставке в зависимости от статданных - глава ФРБ Нью-Йорка
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 января в размере 66,3309 руб., евро - 75,5841 руб.
18 января 2019 г.
19:53Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 18 января растет
19:42Мосбиржа зарегистрировала выпуск облигаций ММЦБ на 30 млн рублей
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 18 января выросла на 0,63% и составила 28662,387 млрд руб.