Факторы теневой экономики.
Особую опасность представляет коррупция, оформившаяся в социальный институт. Так, по оценке международной организации Transparency International, ежегодно составляющей традиционный «индекс коррумпированности» стран мира, в нашей стране царит «свирепствующее взят-кодательство»: Россия заняла в этом рейтинге 121-е место и оказалась в одной группе с Гамбией, Гондурасом и Свазилендом.
Прямое влияние на объем теневого финансового потока оказывает размах теневой экономики. В России она бурно развивалась и к концу XX в. достигла, по некоторым оценкам, 45% ВВП. (В развитых странах — 10—12% ВВП.) К основным факторам, повлиявшим на рост масштабов теневой экономики в нашей стране, можно отнести:
- тяжесть налоговой нагрузки, которая создала стимулы перераспределения ресурсов в спекулятивный сектор, менее контролируемый и более криминогенный;
- особенности развития экономической системы в России на стадии первоначального накопления (или, точнее, перераспределения) капитала; приватизация осуществлялась под лозунгом «не важно, как собственность распределена, главное -найти эффективного собственника»;
- отсутствие взвешенной и устоявшейся институциональной среды в сфере экономики, в результате чего вне правового поля оказалась значительная часть экономических субъектов.
В результате большое количество собственников в той или иной степени объективно стали участниками теневых экономических отношений, преимущественно связанных с уходом от налогообложения и перераспределением в разных формах государственного имущества. Кроме того, значительная часть малого и среднего бизнеса была вынуждена находиться в зоне налично-денежного обращения. Применение незаконных методов для нее стало решающим фактором конкуренции и выживания. Однако теневой экономический сектор — удел не только малого бизнеса. Разделение на легитимный и теневой секторы экономики и сейчас проходит через те организации, которые используют в своей деятельности двойную бухгалтерию и рисковое налоговое оптимизирование.
Повышение криминализации общества является закономерным процессом. В меньшей степени его можно объяснить конкретными «неудачными» или «спорными» политическими решениями, принятыми в 1990-х гг. Фундаментальными причинами стали объективные факторы и предпосылки, проявившиеся на фоне ломки общественно-политического строя. Эти объективные процессы привели к демонтажу устоявшейся системы ценностей, разбалансированию общественного договора, пришедшего в противоречие с новыми реалиями. Эти процессы лежат на стыке теории общественного договора и теории криминальной экономики и еще подлежат осмыслению и оценке. Несомненно, одна из важнейших стратегических задач — очищение экономики, так как теневые экономические процессы являются непреодолимым препятствием для дальнейшего развития нашей страны.
Последние годы в России прошли именно под эгидой усиления борьбы государства с теневой экономикой. Эта борьба отчетливо проявляется на различных участках - налоговая служба, правоохранительные органы, Росфинмониторинг, Банк России. Вместе с тем борьба с легализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Как известно, национальная противолегализационная система была спешно организована в 2001-2002 г. в ответ на включение России в перечень стран, не предпринимающих мер для борьбы с легализацией денежных средств. Был образован Комитет по финансовому мониторингу. На основе 40 рекомендаций ФАТФ приняли Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ (далее - закон). Он в известной мере стал результатом компромисса между требованиями международного сообщества и тем пониманием, которое сформировалось у законодателей к 2001 г. ФАТФ же настаивает на полной реализации своих рекомендаций. Например, Россия не реализовала 5-ю рекомендацию ФАТФ, дающую банкам право расторгать договоры по подозрению в легализации преступных доходов, а также 6-ю рекомендацию, предписывающую контролировать финансовые операции политически значимых персон и членов их семей.