Факторы теневой экономики.

Особую опасность представляет коррупция, оформившаяся в социальный институт. Так, по оценке международной организации Transparency International, ежегодно составляющей традиционный «индекс коррумпированности» стран мира, в нашей стране царит «свирепствующее взят-кодательство»: Россия заняла в этом рейтинге 121-е место и оказалась в одной группе с Гамбией, Гондурасом и Свазилендом.

Прямое влияние на объем теневого финансового потока оказывает размах теневой экономики. В России она бурно развивалась и к концу XX в. достигла, по некоторым оценкам, 45% ВВП. (В развитых странах — 10—12% ВВП.) К основным факторам, повлиявшим на рост масштабов теневой экономики в нашей стране, можно отнести:

  • тяжесть налоговой нагрузки, которая создала стимулы перераспределения ресурсов в спекулятивный сектор, менее контролируемый и более криминогенный;
  • особенности развития экономической системы в России на стадии первоначального накопления (или, точнее, перераспределения) капитала; приватизация осуществлялась под лозунгом «не важно, как собственность распределена, главное -найти эффективного собственника»;
  • отсутствие взвешенной и устоявшейся институциональной среды в сфере экономики, в результате чего вне правового поля оказалась значительная часть экономических субъектов.

В результате большое количество собственников в той или иной степени объективно стали участниками теневых экономических отношений, преимущественно связанных с уходом от налогообложения и перераспределением в разных формах государственного имущества. Кроме того, значительная часть малого и среднего бизнеса была вынуждена находиться в зоне налично-денежного обращения. Применение незаконных методов для нее стало решающим фактором конкуренции и выживания. Однако теневой экономический сектор — удел не только малого бизнеса. Разделение на легитимный и теневой секторы экономики и сейчас проходит через те организации, которые используют в своей деятельности двойную бухгалтерию и рисковое налоговое оптимизирование.

Повышение криминализации общества является закономерным процессом. В меньшей степени его можно объяснить конкретными «неудачными» или «спорными» политическими решениями, принятыми в 1990-х гг. Фундаментальными причинами стали объективные факторы и предпосылки, проявившиеся на фоне ломки общественно-политического строя. Эти объективные процессы привели к демонтажу устоявшейся системы ценностей, разбалансированию общественного договора, пришедшего в противоречие с новыми реалиями. Эти процессы лежат на стыке теории общественного договора и теории криминальной экономики и еще подлежат осмыслению и оценке. Несомненно, одна из важнейших стратегических задач — очищение экономики, так как теневые экономические процессы являются непреодолимым препятствием для дальнейшего развития нашей страны.

Последние годы в России прошли именно под эгидой усиления борьбы государства с теневой экономикой. Эта борьба отчетливо проявляется на различных участках - налоговая служба, правоохранительные органы, Росфинмониторинг, Банк России. Вместе с тем борьба с легализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.

Как известно, национальная противолегализационная система была спешно организована в 2001-2002 г. в ответ на включение России в перечень стран, не предпринимающих мер для борьбы с легализацией денежных средств. Был образован Комитет по финансовому мониторингу. На основе 40 рекомендаций ФАТФ приняли Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ (далее - закон). Он в известной мере стал результатом компромисса между требованиями международного сообщества и тем пониманием, которое сформировалось у законодателей к 2001 г. ФАТФ же настаивает на полной реализации своих рекомендаций. Например, Россия не реализовала 5-ю рекомендацию ФАТФ, дающую банкам право расторгать договоры по подозрению в легализации преступных доходов, а также 6-ю рекомендацию, предписывающую контролировать финансовые операции политически значимых персон и членов их семей.

А. Тимошкин

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

19 января 2019 г.
15:35Сформировано правительство Армении
14:42Минсельхоз: сельхозпроизводство в РФ в 2019 году вырастет на 1-1,5%
13:19Минсельхоз: ситуация с ценами на продтовары стабильная
12:31Минсельхоз: Турция выделит РФ квоту на поставки говядины в размере 5 тыс. тонн с возможностью увеличения
11:59Премьеры ЕАЭС планируют договориться о тарифах на транспорт газа
11:22РФ в 2018 году увеличила экспорт пшеницы в Турцию на 40%
10:41Рогозин: космические предприятия РФ будут укреплять сотрудничество с нефтегазовой отраслью
10:21ЕС не получал официальных просьб от Лондона о переносе сроков Brexit
10:02На аукционах в среду нерезиденты купили 40% ОФЗ
09:42ФРС будет принимать решения по ставке в зависимости от статданных - глава ФРБ Нью-Йорка
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 января в размере 66,3309 руб., евро - 75,5841 руб.
18 января 2019 г.
19:53Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 18 января растет
19:42Мосбиржа зарегистрировала выпуск облигаций ММЦБ на 30 млн рублей
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 18 января выросла на 0,63% и составила 28662,387 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7895 руб.