Теневая экономика. Фронт борьбы.

Рекомендации ФАТФ разработаны на основе концепций, принятых в законодательстве стран — учредителей ФАТФ - США и Великобритании, т.е. являются результатом уже работающего и развитого механизма, сформированного в определенных условиях институциональной среды. Поэтому при механическом переносе таких рекомендаций необходимо их регулировать с учетом национальных специфических условий, развития социальной среды, правовой и судебной системы, специфики экономической модели. Меры, предпринимаемые на государственном уровне, должны быть системны и направлены на создание экономических условий перетекания бизнеса из теневого сектора экономики в ее легитимный сектор, а также на создание условий, затрудняющих ведение бизнеса вне рамок правового поля. Создание правовых механизмов в этой борьбе важный, но не главный элемент, а борьба с этими явлениями - длительный, эволюционный процесс.

С одной стороны, Банк России выступает в качестве «санитара леса», отзывая лицензии у банков, основная деятельность которых связана с оказанием услуг теневому сектору экономики. С другой — ограничивает проведение самих сомнительных операций остальными банками, справедливо полагая, что оно несет повышенные риски потери деловой репутации.

Чтобы выстроить адекватную защиту, необходимо разобраться в сути явления, в том, кто и как отмывает деньги и что лежит в основе проблемы.

Сначала определимся с объектом. В соответствии со ст. 3 закона сфера его применения распространяется на денежные средства, полученные в результате уголовных преступлений, за исключением ст. 193,194, 198, 199 УК РФ, связанных с нарушением налогового, валютного и таможенного законодательства. Таким образом, законодатель ограничил перечень контролируемых законом источников теневых экономических явлений преимущественно сектором теневой экономики, перераспределяющим доходы и имущество противозаконными методами. Следовательно, производительный сектор теневой экономики, т.е. вносящий реальный вклад в производство валового национального продукта, в основном не попадает в сферу применения закона. Производительный сектор теневой экономики включает:

  • законодательно запрещенную экономическую деятельность;
  • легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально (без лицензии или специального разрешения);
  • нелегальную занятость, нерегистрируемую и, соответственно, не попадающую под налогообложение, например работа по найму;
  • скрытое производство в легальной экономике, к которой некоторые исследователи также относят домашнюю и общинную экономику.

Вместе с тем Банк России пытается ограничить именно финансовые потоки, генерируемые производительным сектором теневой экономики. Выбрав в качестве инструмента влияния на этот сектор борьбу с обналичиванием денежных средств, полученных с нарушением действующего законодательства, нельзя не учитывать, что значительная часть мелкого и среднего бизнеса по объективным причинам функционирует в рамках наличного сектора денежного хозяйства.

Рассмотрим сам процесс и его методы. Деньги, полученные в результате преступления, называют грязными деньгами. Они оставляют финансовый след совершенного преступления, как бы идеально оно ни было подготовлено и совершено. У человека появляются деньги и имущество, которых ранее не было, изменяется структура потребления, что зачастую не соответствует его социальному статусу. Необходимость отмывания грязных денег возникает тогда, когда владелец желает ими открыто воспользоваться, не привлекая к себе внимания, прежде всего - властей. Для этого он вынужден создавать иллюзию законности происхождения грязных денег. Таким образом, отмывание денег — жизненно важная составляющая любой преступной деятельности, важное звено криминального экономического цикла.

Классическая процедура отмывания, сформулированная ФАТФ, как известно, построена по упрощенной трехфазной модели: введение в легальный оборот незаконных доходов; отрыв денежных средств (имущества) от прежних владельцев и источников дохода; инвестирование денежных средств в легальный сектор экономики либо помещение денег в другие инструменты. Однако на практике используются сложные цепочки схем легализации, которые постоянно видоизменяются из-за предпринимаемых мер по их противодействию.

А. Тимошкин

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 апреля 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 20 апреля движется разнонаправленно
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 20 апреля снизилась на 0,19% и составила 25355,223 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 61,417 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7759 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,6066 руб.
19:04Более половины жалоб потребителей финуслуг по-прежнему поступает на банки - ЦБ
18:59Индекс МосБиржи незначительно подрос, индекс РТС снизился почти на 0,7%
18:56Италия может вернуться на рынок долларовых госбондов уже в 2018г
18:52Отказывающиеся работать в Крыму из-за санкций банки РФ могут подпасть под уголовную ответственность в случае ее введения
18:45Разрабатываемый законопроект дает возможность реагировать на любые антироссийские санкции
18:43ВЭБ разместил выпуск краткосрочных облигаций ПБО-001Р-К030 на 3,5 млрд рублей
18:32Среди зампредов ЦБ РФ больше всех в 2017 г. заработал Швецов - 88,6 млн рублей
18:21Цены на нефть снижаются после заявлений Трампа
18:18Связь-банк выкупил по оферте 0,5% облигаций 4-й серии на 25,8 млн рублей
18:15Совет директоров "СИБУР Холдинга" рассмотрит возможность размещения трех выпусков биржевых облигаций
баня 6х4 Позвоните нам по номеру 8 (921) 638-52-70 и мы вместе с Вами рассчитаем стоимость Вашего проекта прямо по телефону. Joomla Template Designed by IceTheme. Go to Top.