Теневая экономика. Фронт борьбы.
Рекомендации ФАТФ разработаны на основе концепций, принятых в законодательстве стран — учредителей ФАТФ - США и Великобритании, т.е. являются результатом уже работающего и развитого механизма, сформированного в определенных условиях институциональной среды. Поэтому при механическом переносе таких рекомендаций необходимо их регулировать с учетом национальных специфических условий, развития социальной среды, правовой и судебной системы, специфики экономической модели. Меры, предпринимаемые на государственном уровне, должны быть системны и направлены на создание экономических условий перетекания бизнеса из теневого сектора экономики в ее легитимный сектор, а также на создание условий, затрудняющих ведение бизнеса вне рамок правового поля. Создание правовых механизмов в этой борьбе важный, но не главный элемент, а борьба с этими явлениями - длительный, эволюционный процесс.
С одной стороны, Банк России выступает в качестве «санитара леса», отзывая лицензии у банков, основная деятельность которых связана с оказанием услуг теневому сектору экономики. С другой — ограничивает проведение самих сомнительных операций остальными банками, справедливо полагая, что оно несет повышенные риски потери деловой репутации.
Чтобы выстроить адекватную защиту, необходимо разобраться в сути явления, в том, кто и как отмывает деньги и что лежит в основе проблемы.
Сначала определимся с объектом. В соответствии со ст. 3 закона сфера его применения распространяется на денежные средства, полученные в результате уголовных преступлений, за исключением ст. 193,194, 198, 199 УК РФ, связанных с нарушением налогового, валютного и таможенного законодательства. Таким образом, законодатель ограничил перечень контролируемых законом источников теневых экономических явлений преимущественно сектором теневой экономики, перераспределяющим доходы и имущество противозаконными методами. Следовательно, производительный сектор теневой экономики, т.е. вносящий реальный вклад в производство валового национального продукта, в основном не попадает в сферу применения закона. Производительный сектор теневой экономики включает:
- законодательно запрещенную экономическую деятельность;
- легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально (без лицензии или специального разрешения);
- нелегальную занятость, нерегистрируемую и, соответственно, не попадающую под налогообложение, например работа по найму;
- скрытое производство в легальной экономике, к которой некоторые исследователи также относят домашнюю и общинную экономику.
Вместе с тем Банк России пытается ограничить именно финансовые потоки, генерируемые производительным сектором теневой экономики. Выбрав в качестве инструмента влияния на этот сектор борьбу с обналичиванием денежных средств, полученных с нарушением действующего законодательства, нельзя не учитывать, что значительная часть мелкого и среднего бизнеса по объективным причинам функционирует в рамках наличного сектора денежного хозяйства.
Рассмотрим сам процесс и его методы. Деньги, полученные в результате преступления, называют грязными деньгами. Они оставляют финансовый след совершенного преступления, как бы идеально оно ни было подготовлено и совершено. У человека появляются деньги и имущество, которых ранее не было, изменяется структура потребления, что зачастую не соответствует его социальному статусу. Необходимость отмывания грязных денег возникает тогда, когда владелец желает ими открыто воспользоваться, не привлекая к себе внимания, прежде всего - властей. Для этого он вынужден создавать иллюзию законности происхождения грязных денег. Таким образом, отмывание денег — жизненно важная составляющая любой преступной деятельности, важное звено криминального экономического цикла.
Классическая процедура отмывания, сформулированная ФАТФ, как известно, построена по упрощенной трехфазной модели: введение в легальный оборот незаконных доходов; отрыв денежных средств (имущества) от прежних владельцев и источников дохода; инвестирование денежных средств в легальный сектор экономики либо помещение денег в другие инструменты. Однако на практике используются сложные цепочки схем легализации, которые постоянно видоизменяются из-за предпринимаемых мер по их противодействию.