Актуальные аспекты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Российская специфика.
Необходимо отметить, что в России природа противодействия отмыванию носит несколько иной оттенок, чем в развитых странах. Если на Западе основное внимание уделяется противодействию внедрения в легальный оборот через финансовые структуры наличных денежных средств, полученных от преступной деятельности, то в России - выводу средств в юрисдикции с мягким налоговым климатом (офшоры), а также обналичиванию денежных средств.
Иначе говоря, для того чтобы воспользоваться «теневыми» деньгами на Западе, их нужно обелить, а в России - обналичить. Это объясняется различным уровнем культуры потребления. Например, в США на каждого жителя в среднем приходится по 3 банковские карты, в России же их имеют только 17% жителей. Кроме того, у нас на протяжении последних 10 лет доля агрегата МО (наличные деньги в обращении) составляет около 35—40% от денежного агрегата М2. Аналогичное соотношение в США — 5%.
Схемы легализации, используемые в России, можно разделить на две группы: схемы обналичивания и схемы вывода безналичных денежных средств в офшоры. Обналичиваемые денежные средства опосредованно используются для поддержания дальнейшего производства: в налогосберегающих схемах (например, зарплата в конвертах), для взяток, обеспечивающих конкурентные или привилегированные условия работы (что, в свою очередь, питает коррупцию), а также для личного потребления. Теневые денежные средства, выводимые в офшоры, можно условно разделить на капитал, которому впоследствии суждено вернуться в Россию уже под видом иностранных инвестиций, защищенных международным законодательством, и на компрадорский капитал, который будет потрачен на личное потребление его хозяина либо вложен в чужую экономику.
Эти тенденции и формируют основные финансовые потоки, циркулирующие между теневым и официальными секторами экономики. В основной массе отмываемые средства в России представляют собой средства, полученные от налогового оптимизирования, которое является правом любого хозяйствующего субъекта.
Методы, используемые за границей для отмывания денежных средств, очень разнообразны в связи с наличием развитой системы противодействия легализации. Поэтому там применяют более изощренные и хитроумные способы.
В России система противодействия легализации начала развиваться недавно. Содержащиеся в законодательстве пробелы и нестыковки позволяют легализовывать денежные средства, не прибегая пока к таким изощренным способам, которые применяют на Западе. Таким образом, особым разнообразием типологии схем, используемых у нас до недавнего времени, не отличаются. Однако в последнее время все чаще стали фиксироваться новые способы легализации и, в частности, обналичивания. Это связано с возросшей под давлением Банка России активностью основной части банковского сообщества в сфере противодействия легализации.
Активная позиция Банка России за последние годы позволила сократить долю банков, ориентированных в основном на обслуживание теневого сектора экономики. Предвидя риски работы с такими «нишевыми» банками, часть организаторов обналичивающих схем посчитали безопаснее и выгоднее перевести свой бизнес в банки, ведущие легальный бизнес. Прикрываясь общегражданским законодательством и устаревшими банковскими порядками, организаторы данных схем продолжили обналичивать деньги, получая дополнительный доход за счет экономии комиссионных. Ведь банк, выдавая наличные деньги, не ориентируется на размеры комиссионных теневого рынка.
Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, банки, действуя в рамках правового поля, проводят легитимные с точки зрения общегражданского законодательства операции по поручению клиентов. С другой — надзорная политика Банка России требует прекратить проведение сомнительных операций и возлагает ответственность за них, в том числе за операции, связанные с «оптимизацией» налогообложения, на сами банки. А ведь они действуют не только в своих интересах, но и по поручению клиентов.
Перед кредитными организациями вновь встал вопрос: какую стратегию выбрать? Здесь целесообразно занять прагматичную позицию. Ведь никто не сомневается в необходимости борьбы с теневыми схемами. Кроме того, для российских банков все большее значение стали приобретать риски имиджевого характера, возникающие при проведении сомнительных операций. Учитывая международный масштаб организации борьбы с легализацией и финансированием терроризма, несоответствие противолегализационным нормам негативно отразится на бизнесе, который ведут крупные банки за границей.