Банки в борьбе с легализацией грязных денег.
По итогам IX Всероссийской банковской конференции «Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем».
Ольга ПРОКОФЬЕВА, советник президента - председателя правления ОАО АКБ Связь-Банк, отметив впечатляющие результаты в организации банками работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, предостерегла от того, чтобы она не стала борьбой с легальным бизнесом. Повышая эффективность рассматриваемой работы, важно более полно использовать резервы уже существующих в данной сфере законодательных норм, и не перегнуть палку, вводя новые. Так, некоторое беспокойство вызывает представленный Банком России в Совет по аудиторской деятельности при Минфине законопроект, обязывающий аудиторов сообщать в ЦБ о некоторых выявленных в ходе банковских проверок фактах, в том числе о фактах антиотмывочного законодательства.
О. Прокофьева предположила, что «прежде чем вовлекать новые структуры в этот процесс и вменять им в обязанность, мягко говоря, несвойственные функции, стоит направить усилия на анализ эффективности использования полученной другим путем информации. Главное здесь - не затраты банков на предоставление этой информации (на персонал, на соответствующее программное обеспечение), не штрафы, которые заплатили они». Важно полностью исключить возможность использования этой базы данных криминальным бизнесом или коррумпированным чиновником. Проблемой является и то, что грязные деньги зачастую не требуют легализации в наличной форме. Им достаточно наличного оборота.
Необходимо также создание схемы по оптимизации налогообложения. Используя поступающую от банков информацию, соответствующие структуры должны проанализировать, почему легальный бизнес предпочитает нелегальные формы законно заработанных денег, не велик ли налоговый пресс. О. Прокофьева обратила внимание и на то, что иногда неправильно выбранные инструменты или превратное толкование закона делают уязвимыми именно легальный бизнес. Например, использование почты для приема денег для почтовых переводов во вклад банка. По закону и банк, и почта должны идентифицировать клиента, но нигде не написано, что идентификация клиента должна состояться непременно в банке и непременно работником банка. Поэтому для продвижения этой услуги потребовалось внесение поправок в законодательство.
Директор Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Елена ИЩЕНКО отметила, что часто деятельности банков в плане соблюдения требований по ПОД/ФТ мешает недостаточная квалификация их персонала, что является следствием формального подхода кредитных учреждений к выполнению требований ЦБ РФ об обучении персонала. А ведь при Росфинмониторинге создан специальный учебный центр, где банковские служащие могут получить специальные знания не только по теории банковских технологий, но и по практическому их применению.
В результате сообщения, присланные в соответствующие подразделения ЦБ, зачастую свидетельствуют о неполной идентификации клиента банком и несовершенной системе анкетирования. Банки часто забывают о собственной функции изучения клиента, сразу отправляя сведения о нем в Росфинмониторинг. В то же время, напомнила Е. Ищенко, банки не должны сообщать о сделках с ипотекой, лизингом, факторингом и т.д., а исключительно о собственных операциях.
Директор центра компетенции Департамента по работе с банковскими структурами компании IBS Дмитрий ЦАПАЕВ рассказал о разработках компании в области выполнения задач по ПОД/ФТ. Он подчеркнул, что предлагаемые решения основаны на мировом опыте и практике. Данные решения, внедренные в банке, в случае возникновения проблем проинформируют о них. Это обеспечивается следующими технологически важными моментами работы системы."
- анализ всех субъектов, вовлеченных в банковские операции, использование взвешенной оценки степени совпадений;
- тотальный мониторинг транзакций, использование статических и динамических технологий, а также ретроспективного анализа операций с использованием шаблонов;
- расследование инцидентов.
В конечном итоге работа системы представляет собой многоэтапный бизнес-процесс от момента обнаружения инцидента до, если потребуется, решения суда.