Банк Англии и его особенности.
Кредитно-банковскую систему Великобритании возглавляет Банк Англии, созданный в 1844 г. для финансирования войн короля Вильяма IV с Францией и юридически оставался частным учреждением до 1946 г. Проведенная «лейбористами» национализация перевела его в разряд общественных организаций, капитал которых принадлежит государству. Согласно Акту 1946 г. Казначейство имеет право после предварительных консультаций с Управляющим Банка Англии давать ему рекомендации, обязательные для исполнения Правлением банка. Так, законодательно закреплены очень широкие права правительства в отношении регулирования денежной политики, проводимой Банком Англии.
Однако реальное влияние Банка Англии на экономику государства до последнего времени было значительно более весомым, чем это следовало из законодательных актов. Во-первых, будучи официальным представителем правительственных органов, Банк Англии пользовался либеральным отношением всех правительств к финансовой деятельности вообще и к его собственной в частности. Во-вторых, поскольку деятельность служб Казначейства весьма ограничена, Банк Англии выполнял и выполняет некоторые из функций Казначейства, которое, в свою очередь, тоже старается в наибольшей степени учитывать мнение банка Англии.
В отличие от других развитых стран, которые еще в 30-х гг. прямо или косвенно начали осуществлять надзор за банками, Банк Англии официально принял на себя ответственность за банковский надзор лишь к концу 70-х гг. XX века, хотя намного раньше других центральных банков приобрел неофициальный статус общественного учреждения (еще в конце 80-х гг. XIX века). Долгое время не было необходимости официально закреплять за ним этот статус, поскольку специфическая структура лондонского финансового рынка, узкие «клубные» отношения правящей финансовой элиты и высокая репутация банка делали его исключительное лидерство среди других кредитных учреждений Англии неоспоримым. Эффективности деятельности Центрального банка не мешал неформальный характер его власти. В 70-х же гг. возросло присутствие иностранных финансовых институтов на британском финансовом рынке, усилилась внутренняя конкуренция, и формализация контролирующих функций ЦБ стала настоятельной.
Считалось, что банковский надзор в Великобритании всегда отличался индивидуальным подходом к деятельности каждого банка. На основе проводимого контроля для каждого банка разрабатывались мероприятия, учитывающие конкретные условия его функционирования, по возможности согласуемые с его руководством. Надзор со стороны Банка Англии за деятельностью коммерческих банков осуществлялся посредством сбора статистической информации, отчетов бухгалтеров, официальных собеседований с руководством банков. Встречи с руководством банков были одной из главных особенностей надзора в Великобритании.
Но проблемами надзора Банку Англии пришлось заниматься недолго (с 1979 по 1999 гг.). В связи с нашумевшим делом о крахе торговой банковской группы Беринге остро встал вопрос о роли Банка Англии в надзоре за ее деятельностью и за деятельностью коммерческих банков в целом. Банк Англии был главным аудитором Беринге Бразерс — торгового банка группы — и одновременно сводным аудитором, отвечающим за проверку деятельности всей группы Беринге. Но поскольку Центробанк редко проводил выездные проверки в банки, а контроль его сводился в основном к анализу присылаемой ими отчетности, то и банк Беринге ни разу не подвергался проверкам, несмотря на поступление тревожных сигналов от Банка международных расчетов и Международной валютной биржи Сингапура.
Виновными в халатном отношении к своим обязанностям были названы бывшие руководителя банка Беринге и органы надзора Банка Англии. Более того, законодательные органы пришли к выводу, что слишком тесные отношения Банка Англии с коммерческими банками не способствуют принятию им в случае необходимости адекватных надзорных мер. Поэтому правительство приняло решение о реорганизации системы банковского надзора в стране с целью рационализации надзорной инфраструктуры, повышения доверия к финансовой системе, совершенствования надзора за финансовыми конгломератами, защиты прав потребителей. В ходе реформы было создано новое ведомство — Совет по ценным бумагам и инвестициям с рабочим названием Нью Ро.