Специфика реализации процессов интеграции банковского и промышленного капитала в Японии.

В целом, уже к середине 80-х годов крупными японскими компаниями была сформирована многоцелевая финансовая стратегия, в реализации которой сочетались различные способы привлечения и использования средств. В частности, размещая за рубежом гарантированные облигации под низкие проценты и направляя полученные при этом средства в депозитные сертификаты (CD) и гэнсаки с либерализованным процентом, предприятия таким образом снижают средний уровень процента по привлеченным средствам. Распространенной является ситуация, когда один и тот же финансовый товар используется комбинированным образом, в нескольких формах сразу. Например, одна часть средств, полученных за счет выпуска за рубежом гарантированных облигаций, направляется в долгосрочные депозиты, другая — на инвестиции в оборудование, третья — в депозиты в зарубежные банки и т.д. Подобные комбинации становятся все более сложными и разнообразными по мере финансовой либерализации и, как следствие, расширения возможностей диверсификации используемых финансовых инструментов. Но, как справедливо отмечают исследователи практики деятельности японских корпораций, подобного рода операции может осуществлять достаточно ограниченный круг компаний — это относится к наиболее крупным компаниям, имеющим мощные активы и допущенным к выпуску акций и облигаций (составляющих основной источник фондовых операций "дзайтэк"). При этом реализуется достаточно ясный принцип: чем больше общие размеры фондов, контролируемых компанией, тем более активно она может получить доходы от операций "дзайтэк".

К концу 80-х годов операции "дзайтэк" активно стремились проводить многие японские компании. Характерно при этом, однако, что определенная часть японских экономистов-аналитиков уже в этот период с опасением полагали, что многие японские компании не имеют достаточной подготовки для осуществления операций "дзайтэк" и явно рискуют, "раскручивая" эти операции.

Кроме того, высказывалось опасение, что, поскольку осуществление операций "дзайтэк" связано со средствами, полученными за счет выпуска акций и гарантированных и конвертируемых облигаций, то в перспективе на японском рынке ценных бумаг может произойти огромный наплыв акций, а если конвертируемые и гарантированные облигации придется, действительно, конвертировать в акции, то компаниям придется платить растущие дивиденды. По мнению специалистов, определенные изменения должны были произойти и в сложившейся структуре владения акциями. Главное здесь состояло в том, что поскольку около 40% конвертируемых облигаций покупалось частными лицами, то это должно было привести к существенному снижению в структуре акциевладения доли стабильных акций, приобретаемых партнерскими (дружественными) банками и компаниями для долговременного помещения средств с целью поддержания отношений партнерского сотрудничества.

В определенном смысле быстрое развитие в японской экономике операций "дзайтэк" так или иначе было связано с общими тенденциями развития в Японии "экономики мыльного пузыря". Естественно поэтому, что обвал "экономики мыльного пузыря " и общий спад японской экономики неизбежно отразились и на спаде активности в осуществлении операций "дзайтэк". Многие японские компании от стратегии развития перешли к стратегии выживания.

Ясно при этом, однако, что кризис 90-х годов в японской экономике показал также, что для приобретения необходимой устойчивости компаний японский финансовый менеджмент (в том числе и в осуществлении операций "дзайтэк") должен подняться на качественно новый, более высокий уровень.

Перед крупными японскими компаниями сегодня стоит задача очевидного усиления комплексности в подходах к финансовому менеджменту (это относится, с одной стороны, к освоению технологии комплексного управления активами и пассивами (Assetliability Management), которая давно уже практикуется западными фирмами, а с другой стороны, к переходу к комплексному управлению финансовыми операциями в иенах и иностранной валюте на внутреннем и зарубежных рынках).

Однако хотя операции "дзайтэк", безусловно, способствовали развитию интеграции банковского и промышленного капитала, весьма существенное значение для этого процесса имела специфичная для Японии практика группирования.

В Японии в целом выделяют два типа и соответственно два уровня группирования — киге сюдан (сюданы) и киге гуруппу (или кэйрэцу). Первый уровень — сюданы представлен шестью финансово-промышленными группами. Четыре из них выросли из довоенных дзайбацу — "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", "Фуё" ("Ясуда"), две сформировались после войны — "Дайити канге" и "Санва".

А. Мовсесян

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

21 июня 2018 г.
17:09В Китае запущен завод Volkswagen-FAW по производство автозапчастей
16:59Двадцать первый кандидат подал документы на выдвижение в мэры Москвы
16:49Volvo открыл в США свой первый завод
16:40Россия в январе-апреле увеличила импорт пальмового масла на 26,3% - Росстат
16:37ВТБ разместил 52,2% выпуска однодневных бондов серии КС-2-335 на 39,1 млрд рублей
16:36Мосбиржа зарегистрировала бонды "СИБУР Холдинга" БО-01 - БО-03 общим объемом 25 млрд руб.
16:34Правительство поспешило с проектом изменения пенсионного законодательства - Партия пенсионеров
16:25Экономисты ухудшили прогноз роста ВВП Германии на этот год
16:17В январе-марте рост южнокорейского импорта в Россию превысил 13%
16:15Рынок акций Московской биржи по состоянию на 16:00 мск 21 июня снижается
16:12Мосбиржа зарегистрировала бонды ГК "ПИК" серии БО-П06 на 6 млрд рублей
16:09Саудовская Аравия в апреле увеличила экспорт нефти на 2,7%
16:02Cредний курс покупки/продажи наличного доллара в банках Москвы на 16:00 мск составил 62,93/64,19 руб.
16:00Бензин за неделю подешевел на 0,1% - Росстат
15:53Текущая цена нефти стимулирует инвестировать - министр нефти Омана

запчасти для иномарок интернет магазин Мы получаем товар у надежных поставщиков, а также сотрудничаем с производителями. Такой подход позволяет удерживать цены на самом низком уровне и гарантировать качество каждой продаваемой нами запчасти для иномарок. Интернет магазин «Тотал Дизель» обслуживает не только жителей Москвы и столичного региона, но и доставляет заказы в самые отдаленные районы Российской Федерации.