XVIII съезд Ассоциации российских банков. Во главу угла.
Президент АРБ Гарегин Тосунян отметил, что Ассоциация в своей деятельности руководствуется принятой ранее программой банкизации России. Данная программа выражает позицию всего банковского сообщества страны. Добрым правилом для банковского сообщества стало работать как единая корпорация.
Далее Г. Тосунян представил участникам съезда перечень того, что было сделано за прошедший год. Он был удачным для экономики страны в целом и ее банковской системы в частности. Среди достигнутого — возрастание в банковских активах доли потребительских и, в частности, ипотечных кредитов; сдвиги в правовом обеспечении банков. Так, в результате активного лоббирования интересов банковского сообщества в органах государственной власти удалось принять ряд законов и нормативных актов, касающихся защиты прав кредиторов, предоставления судебной защиты требованиям по срочным сделкам, расширения банковских учреждений на местах, противодействия отмыванию преступных доходов и т.д.
Остановился президент АРБ и на ключевых проблемах, стоящих перед банковским сообществом. Прежде всего это недостаточность обеспечения предприятий долгосрочными ресурсами. Другая важная проблема — отставание капитализации российской банковской системы по сравнению с развитыми странами. В связи с этим предлагаются следующие меры:
- освобождать от налогообложения часть прибыли кредитных организаций, направленную на увеличение их капитализации, стимулировать инвесторов освобождением от налогов прибыли, направляемой на капитализацию банков;
— повышать капитализацию за счет развития субординированного кредитования, в частности средств стабилизационного фонда, а также за счет процедуры первичного размещения акций банков на рынке IPO и за счет упрощения процедуры слияний и поглощений.
По-прежнему ощущается дефицит банковских услуг в регионах. Следующая важная проблема - недоработанные системы рефинансирования. В связи с этим Г. Тосунян отметил, что создание механизма долгосрочного рефинансирования возможно лишь после перехода к новым принципам денежно-кредитной политики, что подразумевает реализацию комплекса мер, направленных на форсированное развитие кредитного рынка. К съезду АРБ подготовила детально проработанные предложения по всем этим проблемам.
Во-вторых, надзор не может быть карательным инструментом в руках надзорных органов. Он необходим прежде всего самим банкам для избавления системы от недобросовестных участников рынка и обеспечения равных условий конкуренции. Поэтому «надзорные органы не должны размывать свои усилия по всей системе», необходимо сконцентрировать эти усилия только на наиболее проблемных субъектах рынка. В частности, стоит обратить внимание на активизацию деятельности небанковских коммерческих структур, которые начинают осуществлять функции кредитования, расчетные функции и т.д. - и все это вне внимания надзорных органов.
«Если нормы закона нарушаются практически всеми участниками рынка, - заметил Г. Тосунян, - значит, необходимо срочно провести ревизию тех правил, которые вызывают столь массовую эпидемию нарушений с точки зрения разумности этих требований и соответствия экономическим реалиям». Кроме того, имеет смысл сосредоточить внимание на случаях совершения правонарушений, имеющих особую общественную опасность. Однако инструментом борьбы с правонарушениями не должно становиться мотивированное суждение.
Оценивая сегодняшнее состояние банковского надзора в России, Г. Тосунян назвал основные направления его совершенствования:
- создание системы раннего предупреждения кризисных ситуаций;
- развитие банковского надзора на консолидированной основе;
- формирование целостной системы надзора;
- сосредоточение внимания надзорных органов на отдельных неблагополучных банках.