Банки и государственная инвестиционная политика.

Мировой опыт свидетельствует, что административные органы и частные финансовые структуры при финансировании высокотехнологического сектора решают разные задачи. Административные органы нацелены на обеспечение макроэкономической эффективности, создание долгосрочных условий для технологического и экономического развития страны. Независимые рыночные агенты финансового сектора стремятся извлечь прибыль и обеспечить безопасность вложений, т.е. создать условия для микроэкономической эффективности. Поэтому, согласно исследованиям М. Девэтрипон и Е. Мэскин (Dewatripont М. and Raskin Е.), децентрализованная финансовая система, как правило, недоинвестирует в долгосрочные производственные проекты, особенно если они содержат значительную инновационную компоненту.

В результате для мобилизации финансовых ресурсов на стратегических направлениях развития, а также в целях обеспечения макроэкономической эффективности инвестиций государство вынуждено вмешиваться в процессы финансирования инноваций и инвестиций. И это, как свидетельствуют многочисленные исследования, автоматически обусловливает повышенную роль банковского финансирования.

Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективной формой деятельности банков развития является смешанное государственное и частное финансирование. Есть две его основные модели. Первая - специальные инвестиционные институты, в капитале которых наряду с государством представлены частные инвесторы (главным образом банки). Вторая - долевое финансирование инвестиционных проектов из государственного и частного капитала, где государство лишь дополняет средства частных учреждений (яркие примеры - Франция (Credit Foncier), Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau), Япония (Japan Development Bank, Industrial Bank of Japan).

Как отмечает В. Даймонд (Diamond W.), хотя «сумма ресурсов, предоставляемых банками (развития) достаточно мала, в определенное время они доступны для стратегически важных предприятий и отраслей, и важность этого существенно выше, чем можно было бы предположить исходя только из объемов кредитования». Именно этот качественный, а не количественный аспект участия государства в инвестиционном процессе признается многими исследователями как наиболее важный в деятельности институтов развития. И не случайно в ряде развитых рыночных стран такие финансовые организации существуют до сих пор.

Государство при финансировании приоритетных направлений национальной экономики решает ряд качественных задач. Наиболее важные из них - это, во-первых, разработка методик оценки долгосрочных рисков вложений в производственный сектор, которые затем распространяются в частную финансовую сферу. Во-вторых, появление класса специалистов, способных организовывать долгосрочное финансирование. Кроме того, участие государства может стать своеобразным индикатором, характеризующим перспективность развития тех или иных предприятий/отраслей. В условиях значительной информационной асимметрии частные финансовые институты ориентируются главным образом на компании, самостоятельно осуществляющие достаточно большое инвестирование. Вложения институтов развития могут играть практически ту же роль, что и собственный капитал. Однако их принципиальное отличие - концентрация в отраслях, имеющих стратегическое значение для экономики. Это означает, что частные финансовые потоки, следующие за банками развития, будут способствовать оптимизации меж- и внутриотраслевой структуры, а не ее консервации или даже ухудшению, как это происходит обычно.

О важности решения именно этой задачи свидетельствует, например, то, что в большинстве стран банки развития дополняются частичным рефинансированием вложений финансовых учреждений в наиболее «сложные» группы заемщиков (малые и средние компании, высокотехнологический сектор) со стороны Центрального банка. В качестве залога от кредитных учреждений принимаются обязательства по выданным ими кредитам, а также векселя нефинансовых компаний. При этом объем рефинансирования напрямую зависит от уровня развития экономики. В Восточной Европе, например, он достигает 10-15% кредитного портфеля банковской системы, тогда как в Западной Европе - порядка 5%.

Я. Сергиенко

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июля 2018 г.
18:10МИД Ирана: Тегеран пока не получил от ЕС новых предложений по атомной сделке
17:31СМИ Саудовской Аравии: король страны и президент США будут поддерживать стабильность рынка нефти
16:52Казахстан либерализовал визовый режим для иностранцев
16:01ООН приветствует новое соглашение стран ЕС по миграции
15:39Акционеры "Мечела" утвердили выплату 16,66 руб. на привилегированную акцию
15:04ОСАГО может остаться невостребованным из-за особенностей рынка
14:42АФК "Система" планирует вернуться к прежней дивидендной политике
13:47Объединенную ракетно-космическую корпорацию возглавит бывший гендиректор АО ГЛОНАСС
12:47Путин утвердил национальный план противодействия коррупции
12:28"Натали Турс" объявила о сокращении чартерных программ в Испанию, Италию и Турцию
11:59ЕАЭС вводит антидемпинговые пошлины на некоторые виды гербицидов из ЕС
11:25Трамп потребовал от Германии увеличить взносы в НАТО
10:56Павел Федоров переизбран главой совета директоров "Башнефти"
10:15Трамп: США пока не собираются выходить из ВТО
09:46Экономический рост в Грузии в мае составил 7,5%