Бразилия. Режим в отношении иностранных банков.

Благодаря огромному экономическому потенциалу Бразилия всегда вызывала большой интерес у зарубежных инвесторов. Даже в неблагоприятные 80-е годы на нее приходилось около четверти прямых иностранных капиталовложений в Латинской Америке. Вместе с тем банковская система и финансовый сектор страны в целом долгое время значительно уступали большинству других отраслей экономики по относительной роли в них иностранного капитала. К примеру, при его средней доле в общей стоимости основных фондов бразильской экономики в
1977-м и в 1995 годах, приблизительно, в 11% аналогичный показатель в финансовой сфере составлял, соответственно, 2,4 и 6,2%. Это в значительной мере было связано с наличием довольно жесткого режима в отношении деятельности иностранных банков в Бразилии. Во второй половине 90-х годов ситуация коренным образом изменилась. Причиной стали преобразования в банковской системе страны и расширение доступа нерезидентов на внутренний рынок финансовых услуг.

В начале 90-х годов в Бразилии еще отсутствовали условия для широкомасштабной экспансии иностранных банков. Наряду с общей тяжелой экономической ситуацией и серьезными структурными проблемами в функционировании кредитной системы этому препятствовали существенные ограничения деятельности в стране иностранных финансовых институтов.

Их постепенное ослабление началось с 1995 г., когда было официально признано, что рост иностранного присутствия в банковской сфере соответствует национальным интересам Бразилии.

В течение свыше трех десятилетий (с 1962-го по 1996 г.) доля нерезидентов ограничивалась 50% акционерного капитала и 1/3 акций, имеющих право голоса. Закон об иностранных инвестициях (№ 4131), принятый в сентябре 1962 г., установил принцип взаимности в вопросе о допуске иностранных институтов в бразильскую финансовую систему. В статье 50 указывалось, что "в отношении иностранных банков, учреждаемых в Бразилии, действуют такие же ограничения, которые применяются в отношении бразильских банков в стране — инвесторе". Согласно статье 51 того же закона, кредитным институтам стран, где существуют законодательные ограничения на операции бразильских банков, запрещено приобретать более 30% акций с правом голоса в любом бразильском банке.

В принятом в 1964 г. Законе № 4595 уточнялись функции государственных органов по регулированию иностранных инвестиций в банковскую систему. Было установлено, в частности, что их допуск на бразильский рынок разрешается только после предварительного одобрения Центральным банком (ЦБ) или на основании решения Национального конгресса. Контроль за деятельностью зарубежных кредитных институтов, помимо Центрального банка, возлагался также на Национальный совет по валютной и денежно-кредитной политике. Его задачами являлись выработка общих принципиальных направлений развития кредитно-банковской системы страны и осуществление контрольных функций по реализации принятых решений. В Совет входят министр финансов, являющийся одновременно и его президентом, министр планирования, бюджета и управления и президент Центрального банка. В законе не предусматривалось никаких ограничений в отношении открытия банковских представительств.

Согласно принятой в 1988 г. конституции, разрешение на иностранные инвестиции в кредитные институты, как во вновь создаваемые, так и в уже действующие, дает федеральное правительство по рекомендации Совета по валютной и денежно-кредитной политике (он осуществляет анализ заявок и выдает рекомендации по интересующим правительство вопросам). Оно оформляется декретом президента страны. В случае получения такого разрешения нерезиденты приобретают равные с бразильскими инвесторами права. Иностранные инвестиции в финансовый сектор, как и в другие отрасли экономики, должны быть зарегистрированы в Центральном банке Бразилии. В статье 52 Временных поправок к конституции говорилось, что лицензии выдаются на основе международных соглашений, принципа взаимности или в том случае, если инвестиции отвечают интересам страны. Это положение частично включено в статью 192 конституции.

Практика сравнительно жесткого регулирования сохранялась до середины 90-х годов. В августе 1994 г. для нерезидентов был установлен норматив минимального уставного капитала, вдвое превышающий соответствующий уровень для местных банков3. Кроме того, было введено требование об уплате целевого сбора, используемого для финансирования затрат по реструктуризации финансовой системы страны. Размер сбора достигал внушительной величины. В частности, при покупке голландским ABN-AMRO бразильского Banco Real в 1998 г. он составил 200 млн реалов (170,9 млн долл.). Необходимость нести значительные расходы нередко приводила к отказу потенциальных зарубежных инвесторов от операций на бразильском рынке или к затягиванию процедуры торгов по приватизации государственных кредитных институтов.

Таким образом, до середины 90-х годов в стране действовал ограничительный режим в отношении иностранных банков. Существенное его смягчение произошло в ходе реализации известной программы макроэкономической стабилизации, получившей название план "Реал".

В. Семенов

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 декабря 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 ноября снижается
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 ноября снизилась на 0,25% и составила 28239,978 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 66,755 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,8784 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5996 руб.
18:59Индекс МосБиржи снизился на 0,3%, индекс РТС упал на 1,3%
18:52Совет директоров ЦБР утвердил указание об изменении тарифов в ОСАГО
18:45Чистый убыток банка "Возрождение" по МСФО составил в октябре 6,1 млрд руб.
18:37В январе-октябре объем выдачи рублевых ипотечных кредитов вырос в 1,6 раза, октябрьская ставка осталась на минимуме 9,41% - ЦБ РФ
18:30За 10 месяцев чистая прибыль ВТБ по МСФО выросла в 1,7 раза
18:23Австралийские компании увеличили объем запланированных инвестиций на 2018-2019 фингод
18:16В 3-м квартале рост ВВП Литвы составил 2,4%, Латвии - 4,7%, Эстонии - 4,2%
18:02Путин: БРИКС может обоснованно играть более весомую роль в мировой финсистеме
17:58Все члены ВТО должны противостоять односторонним и протекционистским мерам - заявление лидеров стран БРИКС
17:53Сбербанк 28-29 ноября зафиксировал 6 DDoS-атак разной мощности

аппарат для похудения в домашних условиях Условия возврата и обмена. Аппарат косметологический Lipo-L, это профессиональный, многофункциональный прибор, предназначенный для коррекции фигуры, устранения локальных жировых отложений, лечения целлюлита и омоложения и подтяжки кожи тела и лица. В комплектации прибора, только самые востребованные, эффективные и безопасные функции, которые давно завоевали лидирующие позиции среди врачей физиотерапевтов и их пациентов.