Бразилия. Режим в отношении иностранных банков.
Благодаря огромному экономическому потенциалу Бразилия всегда вызывала большой интерес у зарубежных инвесторов. Даже в неблагоприятные 80-е годы на нее приходилось около четверти прямых иностранных капиталовложений в Латинской Америке. Вместе с тем банковская система и финансовый сектор страны в целом долгое время значительно уступали большинству других отраслей экономики по относительной роли в них иностранного капитала. К примеру, при его средней доле в общей стоимости основных фондов бразильской экономики в
1977-м и в 1995 годах, приблизительно, в 11% аналогичный показатель в финансовой сфере составлял, соответственно, 2,4 и 6,2%. Это в значительной мере было связано с наличием довольно жесткого режима в отношении деятельности иностранных банков в Бразилии. Во второй половине 90-х годов ситуация коренным образом изменилась. Причиной стали преобразования в банковской системе страны и расширение доступа нерезидентов на внутренний рынок финансовых услуг.
В начале 90-х годов в Бразилии еще отсутствовали условия для широкомасштабной экспансии иностранных банков. Наряду с общей тяжелой экономической ситуацией и серьезными структурными проблемами в функционировании кредитной системы этому препятствовали существенные ограничения деятельности в стране иностранных финансовых институтов.
Их постепенное ослабление началось с 1995 г., когда было официально признано, что рост иностранного присутствия в банковской сфере соответствует национальным интересам Бразилии.
В течение свыше трех десятилетий (с 1962-го по 1996 г.) доля нерезидентов ограничивалась 50% акционерного капитала и 1/3 акций, имеющих право голоса. Закон об иностранных инвестициях (№ 4131), принятый в сентябре 1962 г., установил принцип взаимности в вопросе о допуске иностранных институтов в бразильскую финансовую систему. В статье 50 указывалось, что "в отношении иностранных банков, учреждаемых в Бразилии, действуют такие же ограничения, которые применяются в отношении бразильских банков в стране — инвесторе". Согласно статье 51 того же закона, кредитным институтам стран, где существуют законодательные ограничения на операции бразильских банков, запрещено приобретать более 30% акций с правом голоса в любом бразильском банке.
В принятом в 1964 г. Законе № 4595 уточнялись функции государственных органов по регулированию иностранных инвестиций в банковскую систему. Было установлено, в частности, что их допуск на бразильский рынок разрешается только после предварительного одобрения Центральным банком (ЦБ) или на основании решения Национального конгресса. Контроль за деятельностью зарубежных кредитных институтов, помимо Центрального банка, возлагался также на Национальный совет по валютной и денежно-кредитной политике. Его задачами являлись выработка общих принципиальных направлений развития кредитно-банковской системы страны и осуществление контрольных функций по реализации принятых решений. В Совет входят министр финансов, являющийся одновременно и его президентом, министр планирования, бюджета и управления и президент Центрального банка. В законе не предусматривалось никаких ограничений в отношении открытия банковских представительств.
Согласно принятой в 1988 г. конституции, разрешение на иностранные инвестиции в кредитные институты, как во вновь создаваемые, так и в уже действующие, дает федеральное правительство по рекомендации Совета по валютной и денежно-кредитной политике (он осуществляет анализ заявок и выдает рекомендации по интересующим правительство вопросам). Оно оформляется декретом президента страны. В случае получения такого разрешения нерезиденты приобретают равные с бразильскими инвесторами права. Иностранные инвестиции в финансовый сектор, как и в другие отрасли экономики, должны быть зарегистрированы в Центральном банке Бразилии. В статье 52 Временных поправок к конституции говорилось, что лицензии выдаются на основе международных соглашений, принципа взаимности или в том случае, если инвестиции отвечают интересам страны. Это положение частично включено в статью 192 конституции.
Практика сравнительно жесткого регулирования сохранялась до середины 90-х годов. В августе 1994 г. для нерезидентов был установлен норматив минимального уставного капитала, вдвое превышающий соответствующий уровень для местных банков3. Кроме того, было введено требование об уплате целевого сбора, используемого для финансирования затрат по реструктуризации финансовой системы страны. Размер сбора достигал внушительной величины. В частности, при покупке голландским ABN-AMRO бразильского Banco Real в 1998 г. он составил 200 млн реалов (170,9 млн долл.). Необходимость нести значительные расходы нередко приводила к отказу потенциальных зарубежных инвесторов от операций на бразильском рынке или к затягиванию процедуры торгов по приватизации государственных кредитных институтов.
Таким образом, до середины 90-х годов в стране действовал ограничительный режим в отношении иностранных банков. Существенное его смягчение произошло в ходе реализации известной программы макроэкономической стабилизации, получившей название план "Реал".