Политика Мексики по отношению к иностранному капиталу.
До 90-х годов мексиканская банковская система была практически закрыта для иностранного капитала. В 1982 г. в Мексике была проведена национализация коммерческих банков. Участие зарубежных акционеров в капитале местных кредитных учреждений не допускалось; было запрещено учреждение филиалов иностранных банков.
Политика по отношению к иностранному капиталу на рынке финансовых услуг стала существенным образом трансформироваться в ходе неолиберальных реформ конца 80-х — начала 90-х годов.
Переход страны от экономической модели, базирующейся на обширном госсекторе и государственном "патернализме" в национальном хозяйстве, к модели открытой рыночной экономики наметился в Мексике еще в середине 80-х годов. Однако основной импульс и практическое воплощение данный процесс получил в экономической политике президента Карлоса Салинаса де Гортари (1989— 1994 гг.): именно тогда началась либерализация государственного регулирования, произошло резкое сокращение госсектора, были осуществлены приватизация, структурные реформы и открытость мексиканской экономики. Важнейшей их частью стало реформирование банковской системы, которое было продолжено в последующие годы. "Структурные преобразования кредитно-финансовой сферы, — отмечал министр финансов Педро Аспе, — по их глубине и значимости можно считать едва ли не самыми радикальными в мексиканской истории". Одним из таких преобразований было введение открытости мексиканской кредитной системы для иностранного банковского капитала.
Политика правительства по отношению к иностранному банковскому капиталу формировалась в рамках неолиберальной экономической стратегии и была встроена в общую схему реформирования кредитной системы. Цели банковской реформы были определены в Национальном плане развития (1989— 1994 гг.) следующим образом: 1) способствовать росту накоплений предпринимательского сектора, сбережений населения и их производительному использованию; 2) обеспечить такой уровень мексиканской кредитной системы, который способствовал бы диверсификации банковских услуг, повышению эффективности и конкурентоспособности, внедрению в финансовую практику передовых технологий; 3) открытость банковского сектора и более широкая включенность Мексики в систему мирового хозяйства.
После национализации коммерческих банков (1982 г.) банковская система была практически огосударствлена; деятельность кредитных учреждений подлежала жесткому административному регулированию. Первыми шагами реформ в этой сфере, начатых в 1989 г., были либерализация регулирования и постепенная замена административных форм рыночными методами.
С 1989 г. правовая база стала реформироваться в целях изменения структуры собственности в банковском деле. Были внесены поправки к Конституции, к закону о кредитно-банковских услугах, принят новый закон о кредитных институтах (18. VII. 1990). Мексиканцы получили разрешение приобретать акции государственных коммерческих банков. Такое же право было предоставлено иностранным финансовым учреждениям, но масштабы их участия в капитале были ограничены. Схема выглядела так: акционерный капитал коммерческих банков Мексики подразделялся на две категории: обычный (основная часть) и дополнительный. 66% обычного капитала было представлено акциями серии "А", владельцем которых могло быть только федеральное правительство. 34% обычного капитала — акции серии "В" , владельцами которых могли быть частные акционеры-мексиканцы. Дополнительный капитал (составляющий не менее 40% обычного капитала) был представлен акциями "L", разрешенными к продаже как мексиканцам, так и нерезидентам. Участие иностранного капитала разрешалось только в коммерческих многопрофильных банках и ограничивалось 34% их дополнительного капитала в форме подписки на акции "L" (акции без права голоса).