Политика Мексики по отношению к иностранному капиталу.
Кризис обострил проблему капитализации многих мексиканских кредитных институтов. Для облегчения этой проблемы правительство решило значительно расширить доступ иностранных инвесторов в местные банки. Данное решение вошло в Программу чрезвычайных мер, которая была принята Конгрессом вместе с пакетом финансовых мероприятий в январе 1995 г. В феврале того же года специальным Декретом были внесены поправки в закон о финансовых группах и в закон о кредитных институтах, касающиеся иностранных банков. Наиболее радикальным шагом было разрешение зарубежным банкам приобретать мажоритарное участие и контрольный пакет в капитале мексиканских многопрофильных банков при условии преобразования их в свои филиалы. При этом законодательство ограждало крупные мексиканские банки от иностранного контроля: если капитал банка превышал сумму, равную 6% совокупного капитала банковской системы, в таком банке не разрешалось приобретение иностранцами контрольного пакета акций. Общий допустимый лимит участия иностранных инвесторов в капитале мексиканских коммерческих банков и холдинговых компаний банковских групп был расширен с 30 до 49%.
Этим сразу воспользовались иностранные кредитные институты. Особой активностью в скупке местных банков с середины 90-х гг. отличаются крупные банковские институты Испании. Эти новые конкистадоры финансовых рынков быстро расширяют и укрепляют свои позиции во многих странах Латинской Америки. В Мексике в 1995— 1998 гг., пользуясь законодательно предоставленным расширением лимитов иностранного присутствия в кредитной системе, испанский Banco Bilbao Vizcaya (BBV) приобрел 70% акций банка Probarsa, преобразовав его в свой филиал; теперь бывшая мексиканская Grupo Financiero Probursa стала смешанной Grupo Financiero BBV-Probursa. ВВV также скупал контрольные пакеты акций местных проблемных банков, находящихся во временном государственном управлении — Banco Cremi, Banco Oriente и др. Испанский Banco Santander приобрел 75% акционерного капитала Banco Mexicano и 75% Banco Invermexico, трансформировав их в свои филиалы, a Banco Central Hispano увеличил свое участие в Grupo Financiero Bital. Вслед за Испанией укрепляет позиции Канада, пользуясь своим статусом и льготами в рамках NAFTA. Так, канадский Bank of Nova Scotia увеличил с 8 до 55% свое участие в капитале Banco Inverlat, который находился в управлении FOBAPROA. 20% акционерного капитала Bancomer приобрел Bank of Montreal.
Позиция правительства, считающего привлечение зарубежных средств в банковскую систему важным рычагом увеличения ее капитализации, нашла конкретное воплощение в схемах ассоциирования мексиканского и иностранного банковского бизнеса в период кризиса. В русле мер по санации FOBAPROA разрабатывал для проблемных банков рекомендации по продаже местным и иностранным банкирам пакета акций (в частности контрольного), а также по слиянию со здоровыми и устойчивыми кредитными институтами, в том числе и иностранными. Часть акционерного капитала проблемных банков, перешедшего в собственность FOBAPROA, продавалась затем как мексиканским, так и иностранным банкам.
Характерно, что такой покупке акций мексиканских банков часто предшествовали довольно крупные затраты фонда FOBAPROA по их санации. Особую роль сыграла Программа выкупа просроченных и безнадежных ссуд проблемных банков через механизм FOBAPROA (1995 г.). Условие выкупа было таково: на каждые 2 песо, затраченные фондом на выкуп проблемных активов определенного банка, этот банк был обязан обеспечить 1 песо привлеченных свежих финансовых ресурсов в капитал, банка. Вырученные от продажи проблемных ссуд средства банк должен был инвестировать в правительственные облигации (сроком на 10 лет при рыночных ставках процента). Важным моментом в данной схеме было то, что свежие капиталы было разрешено привлекать и от местных, и от иностранных инвесторов, т.е. осуществление схемы выкупа проблемных активов действовало в сторону дальнейшего увеличения участия иностранных кредитных институтов в капитале мексиканских банков.
Таким образом, финансовый кризис, как это обычно бывает, принес одним банкам — разорение или ослабление позиций, другим — новые шансы роста. Этими шансами в полной мере пользовался иностранный банковский капитал. В ходе кризиса и послекризисного восстановления на санацию и реструктуризацию кредитной системы государством были затрачены объемные финансовые средства (по некоторым оценкам, равные почти 19% стоимости ВВП Мексики) . А иностранные банки после санации скупали мексиканские кредитные институты.