Иностранные банки в Мексике.
В годы финансового кризиса 1995 г. правительство через фонд FOBAPROA предоставляло мексиканским банкам значительные средства в различных формах, в том числе и путем приобретения активов проблемных банковских учреждений. Вопрос о том, как вернуть хотя бы часть этих средств, неоднократно прорабатывался и в правительственных кругах, и в Центральном банке, и в Конгрессе. В итоге был избран уже апробированный путь — распродажа проблемных активов на специальных аукционах. Сейчас это реализуется через Институт защиты банковских сбережений — ИПАБ. Он наделен правом продавать приобретенные в годы кризиса правительством банковские активы, а также передавать часть этих активов в управление банкам-покупателям, в том числе и иностранным. В частности, в конце 1999 года кредитный портфель мексиканского Banco Union был продан группе банков США GE Capital — Goldmen Sachs. Продажа активов и акций мексиканских банков, взятых ранее под государственный контроль, остается каналом, через который иностранные инвесторы расширяют свое присутствие в кредитной системе Мексики.
В 1999 году Национальная комиссия банков и ценных бумаг опубликовала впечатляющие статистические данные: 43% от общего числа банковских учреждений в стране составляют смешанные банки с миноритарным участием иностранного капитала, около 20% общего количества учреждений — это иностранные филиалы и банки с мажоритарным участием зарубежных инвесторов. Данные цифры говорят о значительном присутствии иностранного капитала на мексиканском рынке банковских услуг. Есть основания полагать, что в ближайшие годы эта тенденция сохранится. В 2000 г. на президентских выборах победу одержал представитель Партии национального действия Висенте Фокс, который является сторонником активного привлечения в Мексику иностранного капитала. В связи с этим от нового правительства можно ожидать, что политика открытости банковской системы будет продолжена.
Расширение допуска в страну иностранных кредитных институтов (в сочетании с другими мерами по укреплению банков) способствовало модернизации мексиканской банковской системы, повышению уровня ее капитализации и расширению включенности Мексики в мировые финансовые рынки. Однако оборотной стороной этих явлений стала возрастающая конкуренция иностранных кредитных учреждений на внутреннем рынке финансовых услуг.
Этому способствовало не только количественное увеличение притока банковского капитала из-за рубежа, но и качественные изменения в характере его функционирования в экономике. Раньше иностранным банкам законодательно запрещались операции с местной клиентурой (резидентами). Филиалы занимались в основном обслуживанием финансовых потребностей зарубежных торгово-промышленных компаний на территории Мексики; участие иностранных инвесторов в национальных кредитных учреждениях также запрещалось. По мере либерализации финансового законодательства спектр операций, разрешенных иностранным филиальным банкам, увеличивался, ограничения в их деятельности постепенно устранялись, и они стали расширять свою практику на местном ссудном рынке.
Филиальные банки представляют собой, как правило, устойчивые и "здоровые" кредитные учреждения, не обремененные просроченными и безнадежными долгами (в отличие от многих мексиканских банков). Более прочное финансовое положение, использование передовых банковских технологий, большая диверсификация предоставляемых услуг и разветвленные международные связи позволяют филиальным банкам успешно конкурировать с мексиканскими, привлекая к себе клиентуру. Иностранные банки заметно усилили конкуренцию в сфере обслуживания корпоративных клиентов и особенно, крупных мексиканских компаний.
Появились и новые тенденции: например, филиал испанского Banco Bilbao Vizcaya Argentaria в настоящее время проектирует переключать часть своих операций на кредитование мелкого и среднего предпринимательства в Мексике. В последние два года доля иностранных филиалов в общем объеме кредитования, предоставленного коммерческими банками, составляет приблизительно 9%, а доля смешанных банков с иностранным участием — 30%.