Банки в системе финансово-промышленных групп.
Одна из центральных проблем в формировании ФПГ — это проблема преодоления отчужденности в отношениях между банками и другими организациями финансового блока группы, с одной стороны, и промышленными предприятиями и иными предприятиями реального сектора экономики — с другой. Понятно, что ее решение лежит вовсе не в эмоциональной плоскости или в плоскости преодоления различий в менталитете представителей различных сфер российского бизнеса (что, впрочем, также необходимо учитывать), а прежде всего в сфере реальных экономических, правовых, организационных отношений.
Очевидно, что в настоящее время есть общие проблемы, в решении которых заинтересованы и банки, и промышленные предприятия, в долгосрочном плане интересы промышленников и банкиров в значительной степени совпадают или близки. В этом смысле, с точки зрения достижения долгосрочных экономических результатов и с точки зрения общей консолидации участников группы ее финансовый блок играет особую роль. Однако это не означает отсутствие в условиях современной сложной ситуации ощутимых противоречий экономических интересов российских банков и промышленных предприятий.
В России в современных условиях еще не получили своего распространения и эффективного использования применяемые на Западе организационно-экономические и финансовые схемы, позволяющие всем участникам группы получать дополнительный доход от консолидации, объединения в рамках группы (а с экономической точки зрения именно в этом случае целесообразно создание финансово-промышленной группы). Эти эффективные организационно-экономические и финансовые схемы на практике реализуют теоретические положения, связанные с оценкой трансакций (и соответствующих издержек), с реализацией идей институциональной и неоинституциональной школ. Они вполне вписываются и в развиваемую автором концепцию информационно-финансового подхода к интеграции банковского и промышленного капитала вообще и формированию финансово-промышленных групп, в частности.
В российской практике предпосылки неэффективного функционирования ФПГ часто закладываются уже на стадии их формирования. Действительно, руководители многих промышленных предприятий России рассматривают создание ФПГ как своего рода спасательный круг, который позволил бы "удержаться на плаву" и избежать банкротства. Однако при этом во многих случаях в качестве разработчиков проектов создания ФПГ выступают не банковские учреждения, уже продолжительное время специализирующиеся на инвестиционных программах, совместно со своими потенциальными партнерами из числа промышленных и научно-технических организаций, а работники аппаратов бывших индустриальных министерств (или нынешних соответствующих департаментов), выступающие от лица самих промышленных предприятий.
Подобная схема формирования ФПГ часто ориентируется на сохранение сложившейся производственной базы на основе новых финансовых "инъекций". При этом никак не анализируются проблемы движения финансовых и информационных потоков внутри группы, которые, собственно, и консолидируют финансово-промышленную группу. В этом смысле процесс формирования некоторых искусственно созданных финансово-промышленных групп в значительной мере напоминает кампанию по ускоренному формированию производственных и научно-производственных объединений в 70-е годы (хотя создание некоторых из них отражало объективно складывающиеся производственные, технологические связи и потому было вполне оправданным).
Сегодня уже вполне очевидно, что подобные организационные подходы не отражают требования рыночной экономики и перспективы деятельности таких групп оказываются достаточно сомнительными, что подтверждается негативными примерами в деятельности некоторых из созданных в последние годы в России ФПГ, руководители которых сосредоточили свои усилия главным образом на "выбивании" соответствующих льгот "сверху", а не на совершенствовании механизмов ФПГ. К сожалению, некоторые из подобных групп, в силу искусственности их формирования, экономически были обречены уже в момент их создания.