Тенденции развития процессов интеграции банковского и промышленного капитала в России.
Сформировавшаяся к осени 1996 г. законодательная, нормативно-правовая база ФПГ не лишена, как уже отмечалось, вполне определенных недостатков. Пожалуй, одним из наиболее существенных из них является запрет на участие предприятий и банков в нескольких финансово-промышленных группах (статья 3 Федерального закона "О финансово-промышленных группах"), что, очевидно, значительно затормозит процесс создания новых легальных ФПГ. Наиболее мощные российские банки могли бы, бесспорно, стать своеобразными финансовыми донорами для нескольких финансово-промышленных групп. Одновременно с этим могли бы быть использованы варианты формирования ФПГ на базе банковских альянсов, в которых могли бы участвовать не только крупные, но и средние и даже малые банки (см. главу 7 настоящей монографии).
В этом смысле положительным сдвигом явились принятые в первом чтении Государственной Думой РФ весной 1997 г. поправки к Федеральному закону "О финансово-промышленных группах", в соответствии с которыми отменяются ограничения для банков на участие в нескольких ФПГ. Подобное решение позволяет снять целый ряд проблем, в первую очередь связанных с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Так, в первом квартале 1997 г. суммарный собственный капитал всех кредитных институтов в России оценивался в 96,5 трлн руб., или примерно 16,6 млрд долл., что было в 2—4 раза меньше того, чем обладает любой банк, входящий в первую 20 крупнейших банков мира. По существующим нормативам своих и привлеченных средств российские банки в состоянии привлечь около 300 млрд долл. По имеющимся оценкам, однако, для реструктуризации отечественной промышленности необходимо средств примерно в 10 раз больше.
Очевидным в этих условиях становится значение указанной поправки к Закону "О ФПГ'. Если будут сняты запреты на участие в нескольких ФПГ, то кредитные институты смогут приступить к аккумулированию необходимых ресурсов, действуя как согаранты и соинвесторы.
Следует подчеркнуть, что для нелегальных финансово-промышленных групп подобный запрет особой роли не играл и ранее. Однако внесение отмеченной выше поправки будет, очевидно, позитивно воспринято и руководителями этих "ФПГ де-факто".
По сравнению с ранее существовавшими нормативными актами, в Федеральном законе "О финансово-промышленных группах" формально сняты ограничения для участия в ФПГ предприятий, относящихся к любой форме собственности, однако при этом остается закрытым доступ в финпромгруппы для физических лиц. Не получили своего должного применения в законодательно-нормативных документах по ФПГ и положения о трасте.
Многими аналитиками вполне обоснованно отмечается нечеткость формулировки в Федеральном законе положений, связанных с системой участия, понятием "активы" и их передачей в рамках финансово-промышленной группы. По существу, участников ФПГ заранее ориентируют на наиболее неэффективную форму консолидации имущества в центральной компании — в виде денежных взносов. При этом сама центральная компания фактически может быть организована только в форме открытого акционерного общества (ОАО). Но ясно, что, например, для ФПГ, создаваемых предприятиями военно-промышленного комплекса, форма ОАО для центральной компании может оказаться непригодной (что вытекает из закрытости некоторых направлений научно-технической, производственной и внешнеэкономической деятельности предприятий ВПК).
Остаются нерешенными и проблемы, связанные с ведением консолидированного баланса ФПГ. Фактически в настоящее время в России действуют четыре различные системы бухгалтерского учета: для кредитных институтов, предприятий, страховых компаний и инвестиционных фондов. При этом правила и соответствующую нормативную базу для них устанавливают разные органы — Центральный банк России, Министерство финансов РФ, Росстрахнадзор. В связи с этим возникают проблемы введения интегрированных показателей, исключения двойной бухгалтерии. Несомненно, в этой ситуации очень сложно получить реальное представление о тех синтетических, интегральных процессах, которые происходят в ФПГ.