Тенденции развития процессов интеграции банковского и промышленного капитала в России.

Есть проблемы и нескорректированности Федерального закона "О финансово-промышленных группах" с действующим и новым Налоговым кодексами. Дело в том, что действующий порядок налогообложения создает для предприятий, входящих в состав ФПГ, очевидные препоны для маневрирования ресурсами. Это имеет существенное негативное значение, поскольку основное преимущество объединения предприятий в ФПГ как раз и состоит в маневрировании имеющимися ресурсами и соединении в необходимых случаях инвестиционных потенциалов участников группы. Способы такого маневрирования могут быть различны: например, передача партнерам по группе части производственного оборудования, которое до этого использовалось на головном предприятии ФПГ, или перераспределение наличного оборудования между участниками соответствующего инвестиционного проекта. Группой может быть использован механизм продвижения производимой участниками ФПГ продукции через совместно контролируемую ими торговую компанию. Таким образом, важнейшей положительной стороной создания и деятельности ФПГ становится маневрирование ресурсами и соответственно перераспределение как убытков, так и прибылей между участниками группы. Но здесь возникают проблемы, вытекающие из действующего порядка налогообложения. В частности, если оборудование безвозмездно передается в рамках группы, то это, однако, не избавляет от уплаты налогов как передающую, так и принимающую сторону.

В 1996 г. в этой области произошли некоторые сдвиги. Так, в феврале 1996 г. в Инструкцию Министерства финансов РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" были внесены некоторые коррективы, позволившие изменить к лучшему ситуацию с налогообложением долевого участия в инвестиционных проектах. Льготы по налогу на прибыль получили также те предприятия, которые финансировали инвестиции производственного назначения и жилищного строительства в порядке долевого участия (включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на данные цели) при условии использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. С новым Налоговым кодексом связано решение еще одной проблемы — фактическое действие сформулированного в Федеральном законе "О финансово-промышленных группах" положения (статья 13) о признании участников ФПГ консолидированной группой налогоплательщиков.

Предпосылки к этому есть, поскольку в проекте нового Налогового кодекса РФ допускается консолидация налоговой ответственности для групп налогоплательщиков, состоящих из материнского и дочерних предприятий, действующих в сфере производства товаров и услуг. При этом банки и страховые компании могут формировать свои консолидированные группы налогоплательщиков. Характерно, что в этой ситуации требуется, чтобы доля участия головного предприятия в каждом дочернем предприятии составляла 80% и выше. Подобная тенденция отражает все более отчетливо проявляющуюся в экономической политике линию на централизацию капитала в рамках ФПГ.

Для создания и функционирования ФПГ актуальны, безусловно, и вопросы соответствия Федерального закона "О финансово-промышленных группах" законодательным актам ряда субъектов Российской Федерации. Так, в ряде случае некоторые положения конституций республик в составе РФ не соответствуют федеральному законодательству. Поэтому проблемы собственно формирования и деятельности финансово-промышленных групп оказываются "в клубке" более сложных и фундаментальных проблем построения законодательной, правовой системы Российской Федерации в целом.

В Федеральном законе имеются положения о государственной поддержке ФПГ. Проблема, однако, состоит в том, что сформулированность и определенность конкретных форм государственной поддержки финансово-промышленных групп в данном Законе оставляет в стороне другие возможные формы стимулирования создания и деятельности ФПГ. В связи с этим возникает необходимость более широкой (допускающей и новые формы) трактовки стимулирования создания и деятельности финансово-промышленных групп.

Кроме того, все еще остается неразработанным целый набор подзаконных актов, нормативных документов, которые развили и конкретизировали бы очень важные положения Федерального закона "О финансово-промышленных группах".

Необходимые изменения для правового обеспечения дальнейшего развития процесса интеграции банковского и промышленного капитала должны, безусловно, произойти и в целом ряде законодательных актов по другим аспектам экономической деятельности в России — о банках и банковской деятельности, частной собственности, по корпоративному праву, о фондовом рынке, недвижимости и др.

А. Мовсесян

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
24 апреля 2024 г.
20:20Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 24 апреля снизилась на 0,94% и составила 63256,995 млрд руб.
19:22Сальдированная прибыль предприятий РФ в январе-феврале увеличилась на 16,1%
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 12,7175 руб.
Светодиодный светильник Армстронг GAUSS Люминесцентные лампы содержат ртуть, и если лампу нечаянно разбили в офисе, то пары ртути так или иначе впитаются в пол и стены, а вы будете этим дышать. Мы предлагаем экономичную и экологичную замену — светодиодные светильники для подвесных потолков формата Армстронг. Срок службы светодиодного светильника при непрерывном горении не менее 50 000 часов, свечение происходит за счёт высококачественных светодиодов.