Тенденции развития процессов интеграции банковского и промышленного капитала в России.

По некоторым оценкам, в ряде регионов России местные администрации, руководство финансово-кредитных учреждений, промышленных предприятий явно недооценивают возможности и перспективы ФПГ. Это относится, например, к Северному, Северо-Западному, Волго-Вятскому, Поволжскому, Западно-Сибирскому, Восточно-Сибирскому и Дальневосточному экономическим районам.

Проявившиеся при создании этих групп и развертывании их деятельности позитивные тенденции, вместе с тем, не снимают целый ряд сохраняющихся к настоящему времени весьма острых и сложных вопросов. Один из весьма существенных из них состоит в том, что хотя основная часть официально зарегистрированных в России финансово-промышленных групп так или иначе связаны именно с современными, наукоемкими производствами (аэрокосмическая промышленность, электроника и приборостроение, радиотехника, автомобилестроение, станко-и судостроение, атомная промышленность и некоторые другие), они не стали еще действительными "очагами" экономического роста и "несущей конструкцией" восстановления в стране экономического равновесия (подобно тому, как это имело место в целом ряде ведущих промышленно развитых стран, а также в некоторых новых индустриальных странах, где такие "очаги" активно поддерживались национальными правительствами). Несмотря на то, что именно эти отрасли, подотрасли и производства предопределяют реальную возможность перехода к, действительно, интенсивному типу воспроизводства в отечественной экономике и, более того, обеспечивают национальную безопасность России, проблемы которой существенно обострились в связи с определенным охлаждением отношений с ведущими западными странами, работающие в этих сферах легальные ФПГ не получают полнокровной, действенной поддержки со стороны руководства страны.

В своем отношении к развитию финансово-промышленных гpyпп Правительство России проявляет очевидную непоследовательность. Так, например, к январю 1997 г. финансово-промышленным группам разрешили вести консолидированный учет, отчетность и бухгалтерский баланс. Однако методика его еще официально не разработана. Кроме того, финансово-промышленные группы не имели к этом периоду права выступать в качестве консолидированного налогоплательщика.

Нерешенным во многих случаях остается продекларированное в Федеральном законе "О финансово-промышленных группах" положение о передаче в доверительное управление ФПГ государственных пакетов акций. Госкомимущество РФ затормозило этот процесс. Реально такое право смогли в начале 1997 г. получить лишь ФПГ "Русхим" и "Носта-Трубы-Газ".

Аналогичная ситуация складывается и с предоставлением финансово-промышленным группам государственных заказов. Лишь "Союзагропрому" удалось получить государственный заказ на формирование федерального фонда продовольствия (одной из целей которого является изменение баланса закупок в пользу отечественных продуктов питания).

Негативным примером подобного рода является и ситуация, когда три проекта ФПГ "Нижегородские моторы" стали победителями конкурса Министерства экономики РФ на предоставление государственных инвестиций, однако из обещанных средств в объеме 1 трлн руб. ФПГ реально было получено лишь 60 млрд руб.

Не реализуется Центральным банком РФ зафиксированное в указанном Законе положение об уменьшении резервных отчислений коммерческих банков на величину инвестиций в финансово-промышленных группах.

Некоторые министерства и ведомства своими подзаконными актами фактически дезавуируют отдельные положения Федерального закона "О финансово-промышленных группах". Решение Правительством страны текущих социально-экономических проблем по принципу "латания дыр" фактически привело к отходу от основополагающих направлений национальной промышленной политики, от выполнения намеченных ранее приоритетных программ и подпрограмм.

Поэтому, несмотря на достигнутые в последние годы сдвиги в осуществлении процесса интеграции банковского и промышленного капитала, его перспективы в значительной мере зависят не только от способности к самовоспроизводству российского корпоративного бизнеса (в том числе и ФПГ)» но и в немалой степени от той принципиальной позиции, которую займет в ближайшие годы руководство страны в области реальной экономической политики.

А. Мовсесян

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

25 апреля 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 25 апреля снижается
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 25 апреля снизилась на 0,64% и составила 38222,755 млрд руб.
19:25ЦБ РФ будет бороться с сопротивлением эмитентов при конвертации облигаций в акции
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7895 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 62,0217 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,7022 руб.
19:03ФАС выдала "Транснефти" на год разрешение на получение контроля над НМТП, может продлить при необходимости
18:59Индекс МосБиржи не изменился, индекс РТС снизился на 1,4%
18:48Держатели евробондов "РусАла" просят OFAC разрешить операции с ними и продлить дедлайн по продаже - агентство
18:47ВЭБ установил ставку купона бондов ПБО-001Р-К037 на 20 млрд руб. в размере 7,01%
18:41Совет директоров "Роснефти" рекомендовал выплатить дивиденды за 2017 г. в размере 6,65 руб. на акцию
18:35Глава ФАС не уверен в успешной блокировке Telegram в России
18:28СП РФ предлагает оптимизировать законодательство в сфере госзакупок
18:13Артемьев: временная национализация РусАла в теории возможна - либо за деньги, либо за активы
18:07ЦБ: активы лишенного лицензии Темпбанка не превышают 2,3 млрд руб., обязательства - более 13,5 млрд руб.