Тенденции развития процессов интеграции банковского и промышленного капитала в России.

По некоторым оценкам, в ряде регионов России местные администрации, руководство финансово-кредитных учреждений, промышленных предприятий явно недооценивают возможности и перспективы ФПГ. Это относится, например, к Северному, Северо-Западному, Волго-Вятскому, Поволжскому, Западно-Сибирскому, Восточно-Сибирскому и Дальневосточному экономическим районам.

Проявившиеся при создании этих групп и развертывании их деятельности позитивные тенденции, вместе с тем, не снимают целый ряд сохраняющихся к настоящему времени весьма острых и сложных вопросов. Один из весьма существенных из них состоит в том, что хотя основная часть официально зарегистрированных в России финансово-промышленных групп так или иначе связаны именно с современными, наукоемкими производствами (аэрокосмическая промышленность, электроника и приборостроение, радиотехника, автомобилестроение, станко-и судостроение, атомная промышленность и некоторые другие), они не стали еще действительными "очагами" экономического роста и "несущей конструкцией" восстановления в стране экономического равновесия (подобно тому, как это имело место в целом ряде ведущих промышленно развитых стран, а также в некоторых новых индустриальных странах, где такие "очаги" активно поддерживались национальными правительствами). Несмотря на то, что именно эти отрасли, подотрасли и производства предопределяют реальную возможность перехода к, действительно, интенсивному типу воспроизводства в отечественной экономике и, более того, обеспечивают национальную безопасность России, проблемы которой существенно обострились в связи с определенным охлаждением отношений с ведущими западными странами, работающие в этих сферах легальные ФПГ не получают полнокровной, действенной поддержки со стороны руководства страны.

В своем отношении к развитию финансово-промышленных гpyпп Правительство России проявляет очевидную непоследовательность. Так, например, к январю 1997 г. финансово-промышленным группам разрешили вести консолидированный учет, отчетность и бухгалтерский баланс. Однако методика его еще официально не разработана. Кроме того, финансово-промышленные группы не имели к этом периоду права выступать в качестве консолидированного налогоплательщика.

Нерешенным во многих случаях остается продекларированное в Федеральном законе "О финансово-промышленных группах" положение о передаче в доверительное управление ФПГ государственных пакетов акций. Госкомимущество РФ затормозило этот процесс. Реально такое право смогли в начале 1997 г. получить лишь ФПГ "Русхим" и "Носта-Трубы-Газ".

Аналогичная ситуация складывается и с предоставлением финансово-промышленным группам государственных заказов. Лишь "Союзагропрому" удалось получить государственный заказ на формирование федерального фонда продовольствия (одной из целей которого является изменение баланса закупок в пользу отечественных продуктов питания).

Негативным примером подобного рода является и ситуация, когда три проекта ФПГ "Нижегородские моторы" стали победителями конкурса Министерства экономики РФ на предоставление государственных инвестиций, однако из обещанных средств в объеме 1 трлн руб. ФПГ реально было получено лишь 60 млрд руб.

Не реализуется Центральным банком РФ зафиксированное в указанном Законе положение об уменьшении резервных отчислений коммерческих банков на величину инвестиций в финансово-промышленных группах.

Некоторые министерства и ведомства своими подзаконными актами фактически дезавуируют отдельные положения Федерального закона "О финансово-промышленных группах". Решение Правительством страны текущих социально-экономических проблем по принципу "латания дыр" фактически привело к отходу от основополагающих направлений национальной промышленной политики, от выполнения намеченных ранее приоритетных программ и подпрограмм.

Поэтому, несмотря на достигнутые в последние годы сдвиги в осуществлении процесса интеграции банковского и промышленного капитала, его перспективы в значительной мере зависят не только от способности к самовоспроизводству российского корпоративного бизнеса (в том числе и ФПГ)» но и в немалой степени от той принципиальной позиции, которую займет в ближайшие годы руководство страны в области реальной экономической политики.

А. Мовсесян

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай