Тенденции развития процессов интеграции банковского и промышленного капитала в России.

По некоторым оценкам, в ряде регионов России местные администрации, руководство финансово-кредитных учреждений, промышленных предприятий явно недооценивают возможности и перспективы ФПГ. Это относится, например, к Северному, Северо-Западному, Волго-Вятскому, Поволжскому, Западно-Сибирскому, Восточно-Сибирскому и Дальневосточному экономическим районам.

Проявившиеся при создании этих групп и развертывании их деятельности позитивные тенденции, вместе с тем, не снимают целый ряд сохраняющихся к настоящему времени весьма острых и сложных вопросов. Один из весьма существенных из них состоит в том, что хотя основная часть официально зарегистрированных в России финансово-промышленных групп так или иначе связаны именно с современными, наукоемкими производствами (аэрокосмическая промышленность, электроника и приборостроение, радиотехника, автомобилестроение, станко-и судостроение, атомная промышленность и некоторые другие), они не стали еще действительными "очагами" экономического роста и "несущей конструкцией" восстановления в стране экономического равновесия (подобно тому, как это имело место в целом ряде ведущих промышленно развитых стран, а также в некоторых новых индустриальных странах, где такие "очаги" активно поддерживались национальными правительствами). Несмотря на то, что именно эти отрасли, подотрасли и производства предопределяют реальную возможность перехода к, действительно, интенсивному типу воспроизводства в отечественной экономике и, более того, обеспечивают национальную безопасность России, проблемы которой существенно обострились в связи с определенным охлаждением отношений с ведущими западными странами, работающие в этих сферах легальные ФПГ не получают полнокровной, действенной поддержки со стороны руководства страны.

В своем отношении к развитию финансово-промышленных гpyпп Правительство России проявляет очевидную непоследовательность. Так, например, к январю 1997 г. финансово-промышленным группам разрешили вести консолидированный учет, отчетность и бухгалтерский баланс. Однако методика его еще официально не разработана. Кроме того, финансово-промышленные группы не имели к этом периоду права выступать в качестве консолидированного налогоплательщика.

Нерешенным во многих случаях остается продекларированное в Федеральном законе "О финансово-промышленных группах" положение о передаче в доверительное управление ФПГ государственных пакетов акций. Госкомимущество РФ затормозило этот процесс. Реально такое право смогли в начале 1997 г. получить лишь ФПГ "Русхим" и "Носта-Трубы-Газ".

Аналогичная ситуация складывается и с предоставлением финансово-промышленным группам государственных заказов. Лишь "Союзагропрому" удалось получить государственный заказ на формирование федерального фонда продовольствия (одной из целей которого является изменение баланса закупок в пользу отечественных продуктов питания).

Негативным примером подобного рода является и ситуация, когда три проекта ФПГ "Нижегородские моторы" стали победителями конкурса Министерства экономики РФ на предоставление государственных инвестиций, однако из обещанных средств в объеме 1 трлн руб. ФПГ реально было получено лишь 60 млрд руб.

Не реализуется Центральным банком РФ зафиксированное в указанном Законе положение об уменьшении резервных отчислений коммерческих банков на величину инвестиций в финансово-промышленных группах.

Некоторые министерства и ведомства своими подзаконными актами фактически дезавуируют отдельные положения Федерального закона "О финансово-промышленных группах". Решение Правительством страны текущих социально-экономических проблем по принципу "латания дыр" фактически привело к отходу от основополагающих направлений национальной промышленной политики, от выполнения намеченных ранее приоритетных программ и подпрограмм.

Поэтому, несмотря на достигнутые в последние годы сдвиги в осуществлении процесса интеграции банковского и промышленного капитала, его перспективы в значительной мере зависят не только от способности к самовоспроизводству российского корпоративного бизнеса (в том числе и ФПГ)» но и в немалой степени от той принципиальной позиции, которую займет в ближайшие годы руководство страны в области реальной экономической политики.

А. Мовсесян

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 июля 2018 г.
18:10МИД Ирана: Тегеран пока не получил от ЕС новых предложений по атомной сделке
17:31СМИ Саудовской Аравии: король страны и президент США будут поддерживать стабильность рынка нефти
16:52Казахстан либерализовал визовый режим для иностранцев
16:01ООН приветствует новое соглашение стран ЕС по миграции
15:39Акционеры "Мечела" утвердили выплату 16,66 руб. на привилегированную акцию
15:04ОСАГО может остаться невостребованным из-за особенностей рынка
14:42АФК "Система" планирует вернуться к прежней дивидендной политике
13:47Объединенную ракетно-космическую корпорацию возглавит бывший гендиректор АО ГЛОНАСС
12:47Путин утвердил национальный план противодействия коррупции
12:28"Натали Турс" объявила о сокращении чартерных программ в Испанию, Италию и Турцию
11:59ЕАЭС вводит антидемпинговые пошлины на некоторые виды гербицидов из ЕС
11:25Трамп потребовал от Германии увеличить взносы в НАТО
10:56Павел Федоров переизбран главой совета директоров "Башнефти"
10:15Трамп: США пока не собираются выходить из ВТО
09:46Экономический рост в Грузии в мае составил 7,5%