Тенденции развития процессов интеграции банковского и промышленного капитала в России.

По некоторым оценкам, в ряде регионов России местные администрации, руководство финансово-кредитных учреждений, промышленных предприятий явно недооценивают возможности и перспективы ФПГ. Это относится, например, к Северному, Северо-Западному, Волго-Вятскому, Поволжскому, Западно-Сибирскому, Восточно-Сибирскому и Дальневосточному экономическим районам.

Проявившиеся при создании этих групп и развертывании их деятельности позитивные тенденции, вместе с тем, не снимают целый ряд сохраняющихся к настоящему времени весьма острых и сложных вопросов. Один из весьма существенных из них состоит в том, что хотя основная часть официально зарегистрированных в России финансово-промышленных групп так или иначе связаны именно с современными, наукоемкими производствами (аэрокосмическая промышленность, электроника и приборостроение, радиотехника, автомобилестроение, станко-и судостроение, атомная промышленность и некоторые другие), они не стали еще действительными "очагами" экономического роста и "несущей конструкцией" восстановления в стране экономического равновесия (подобно тому, как это имело место в целом ряде ведущих промышленно развитых стран, а также в некоторых новых индустриальных странах, где такие "очаги" активно поддерживались национальными правительствами). Несмотря на то, что именно эти отрасли, подотрасли и производства предопределяют реальную возможность перехода к, действительно, интенсивному типу воспроизводства в отечественной экономике и, более того, обеспечивают национальную безопасность России, проблемы которой существенно обострились в связи с определенным охлаждением отношений с ведущими западными странами, работающие в этих сферах легальные ФПГ не получают полнокровной, действенной поддержки со стороны руководства страны.

В своем отношении к развитию финансово-промышленных гpyпп Правительство России проявляет очевидную непоследовательность. Так, например, к январю 1997 г. финансово-промышленным группам разрешили вести консолидированный учет, отчетность и бухгалтерский баланс. Однако методика его еще официально не разработана. Кроме того, финансово-промышленные группы не имели к этом периоду права выступать в качестве консолидированного налогоплательщика.

Нерешенным во многих случаях остается продекларированное в Федеральном законе "О финансово-промышленных группах" положение о передаче в доверительное управление ФПГ государственных пакетов акций. Госкомимущество РФ затормозило этот процесс. Реально такое право смогли в начале 1997 г. получить лишь ФПГ "Русхим" и "Носта-Трубы-Газ".

Аналогичная ситуация складывается и с предоставлением финансово-промышленным группам государственных заказов. Лишь "Союзагропрому" удалось получить государственный заказ на формирование федерального фонда продовольствия (одной из целей которого является изменение баланса закупок в пользу отечественных продуктов питания).

Негативным примером подобного рода является и ситуация, когда три проекта ФПГ "Нижегородские моторы" стали победителями конкурса Министерства экономики РФ на предоставление государственных инвестиций, однако из обещанных средств в объеме 1 трлн руб. ФПГ реально было получено лишь 60 млрд руб.

Не реализуется Центральным банком РФ зафиксированное в указанном Законе положение об уменьшении резервных отчислений коммерческих банков на величину инвестиций в финансово-промышленных группах.

Некоторые министерства и ведомства своими подзаконными актами фактически дезавуируют отдельные положения Федерального закона "О финансово-промышленных группах". Решение Правительством страны текущих социально-экономических проблем по принципу "латания дыр" фактически привело к отходу от основополагающих направлений национальной промышленной политики, от выполнения намеченных ранее приоритетных программ и подпрограмм.

Поэтому, несмотря на достигнутые в последние годы сдвиги в осуществлении процесса интеграции банковского и промышленного капитала, его перспективы в значительной мере зависят не только от способности к самовоспроизводству российского корпоративного бизнеса (в том числе и ФПГ)» но и в немалой степени от той принципиальной позиции, которую займет в ближайшие годы руководство страны в области реальной экономической политики.

А. Мовсесян

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 января 2018 г.
17:52Совет директоров "Иркута" 26 января утвердит организационную структуру предприятия
17:40Экс-зампрезидента ВТБ 24 В.Воробьев будет курировать в "Росгосстрахе" розничный бизнес
17:12Золотодобывающий "Полюс" считает комфортным для себя левередж на уровне 1,5x
16:19Столичные власти не планируют застраивать территорию НПЦ имени Хруничева жильем
16:12S&P 500 вырос на 26,3% за год президентства Трампа
15:21Избирательный штаб В.Путина передал в ЦИК второй список доверенных лиц
15:15Президент Турции объявил о старте "антитеррористической операции" в сирийском Африне
11:04Тереза Мэй исключила возможность проведения повторного референдума о выходе Великобритании из состава ЕС
11:04Fitch подтвердило рейтинг "В-" холдинговой компании "Ренессанс Капитала", прогноз - "стабильный"
09:50Fitch подтвердило рейтинги "Системы" и МТС с "негативным" прогнозом, вывело их из списка Rating Watch
09:27ЦБ РФ установил курс евро на сегодня в размере 69,3953 руб.
09:27ЦБ РФ установил курс доллара США на сегодня в размере 56,5892 руб.
02:58Михаила Кузовлёва отодвинули от оперативного управления банком "Российский капитал". Не верят в АИЖК, что банк под его руководством станет третьим по ипотеке
02:40Пишут, что банк, у которого начались проблемы с ликвидностью – это "Московский кредитный банк"
19 января 2018 г.
23:50Банк "Хоум кредит" уменьшает процент на остаток по накопительным картам "Космос" и "Хорошие новости"