Транснационализация экономической деятельности как объективная тенденция в развитии мировой экономики.
Межфирменное сотрудничество обеспечивает компаниям доступ на зарубежные рынки при меньших издержках и риске, чем прямые инвестиции.
О более быстрых темпах развития кооперационных связей американских ТНК по сравнению с ростом их зарубежных филиалов свидетельствуют данные, приводимые Ф. Контрактором. Он отмечает, что, хотя удельный вес полностью контролируемых филиалов в общей сумме американских зарубежных инвестиций весьма велик (2/3), в количественном отношении заключенные компаниями США различного рода кооперационные соглашения (партнерства, миноритарные участия и др.) превышали к концу 80-х годов число зарубежных предприятий, находящихся в полной собственности, в пропорции 4:1. В сравнении с приблизительно 10 тыс. полностью контролируемых филиалов насчитывается 14 -15 тыс. филиалов, в которых доля материнской компании меньше 100%, в том числе 12 тыс. филиалов, где последняя не превышает 50%. Кроме того, в 30 тыс. кооперационных союзах американские фирмы либо совсем не имеют доли в акционерном капитале, либо эта доля ничтожна [29].
Развитие транснациональной деятельности и международного совместного предпринимательства в значительной степени зависит от экономической политики, осуществляемой правительствами современных государств и международными (межгосударственными) организациями. При этом ТНК и современные предприятия зачастую тесно взаимодействуют с правительственными структурами (что, впрочем, не исключает возникновения между ними весьма существенных противоречий).
В результате, практически во всех крупных международных проектах и программах сотрудничества, а также в развитии таких новых форм кооперации, как создание совместных предприятий, консорциумов и т.д., практически невозможно отделить вклад государственных органов, создающих определенную юридическую, налоговую и финансовую инфраструктуру дня предприятий, и вклад самих предприятий, которые непосредственно реализуют проекты международного сотрудничества. Такое взаимодействие и взаимопроникновение усилий государств - неотъемлемая черта развития современной мировой экономики.
Своего рода "плацдармом" для развертывания транснациональной экономической деятельности становятся создаваемые в целом ряде стран свободные (или специальные) экономические зоны, а также свободные таможенные зоны или зоны свободной торговли, которые представляют собой форму, способствующую реализации новой модели международного разделения труда, побуждающей страны принимать торговые, финансовые, налоговые и другие меры для ускорения перемещения ресурсов в отрасли, где могут быть сохранены или укреплены их сравнительные преимущества.
В некоторых развивающихся странах получили распространение свободные производственные зоны, ориентированные на развитие экспортного производства. В этой ситуации, как правило, пошлины или акцизы на вывоз готового товара устанавливаются меньше, чем на вывоз материала, требуемого для его изготовления (что бывает часто в химическом, спиртовом, фармацевтическом производстве).
Современные свободные экономические зоны базируются на принципах, впервые комплексно разработанных при создании СЭЗ в районе аэропорта Шеннон в
1959 г. (Ирландия).
До 70-х годов количество СЭЗ в мире оставалось весьма ограниченным. В начале 70-х годов СЭЗ нового типа функционировали всего в 10 странах, затем начался бурный процесс их роста: в 1980 г. в 30 развивающихся странах и территориях действовало уже 55 таких зон, из них 20 — в Азии, 20 — в Латинской Америке и Карибском бассейне, по 6 — в Африке и на Ближнем Востоке. Всего в настоящее время они функционируют в 70 странах, а их число приблизилось к 400 (из них в Европе — около 130, в Америке — около 200) [30]. По оценкам, количество свободных экономических зон в мире в ближайшие годы может существенно возрасти.