Проблемы и перспективы транснационализации российского капитала.

Проведенный анализ процессов интеграции и транснационализации, проходящих в развитых и новых индустриальных странах, позволяет сделать вывод о том, что транснационализация экономической деятельности во всем многообразии ее форм является важнейшей предпосылкой, непременным условием и ведущей составляющей внешнеэкономической экспансии национального капитала.

Важно заметить, что постановка задачи осуществления внешнеэкономической экспансии на уровне национальной стратегии развития в большинстве ныне передовых стран намного, иногда на десятилетия, предшествовала самой экономической экспансии как заметному явлению мировой экономики.

Это позволяет говорить об актуальности задачи выработки научно обоснованной стратегии внешнеэкономической экспансии российского капитала как части государственной геополитики страны, несмотря на современное кризисное состояние нашей экономики.

Нельзя согласиться с распространенным мнением о том, что сейчас не время для стратегических внешнеэкономических задач, рассчитанных не на одно десятилетие, что сейчас "пора малых дел", время выживания экономики, "выкарабкивания" из жестокого кризиса. Теория сложных систем говорит, что неразвивающаяся сложная система неизбежно деградирует и не имеет шансов на выживание в долгосрочной перспективе. Если столь крупное государство как Россия будет стремиться к выживанию и не поставит перед собой достойных ее целей, оно неизбежно распадется и погибнет. Поэтому именно сейчас, несмотря на кажущуюся несвоевременность, нужно сформировать и исследовать основные направления и условия внешнеэкономической экспансии российского капитала.

Хотя формы транснациональной экономической деятельности многоплановы и могут быть реализованы на различных уровнях взаимодействия хозяйствующих субъектов (не только крупный, но и средний и малый бизнес), тем не менее наиболее перспективными оказываются корпоративные формы, основанные на реальной интеграции банковского и промышленного капитала.

В этом направлении основную роль должны, безусловно, сыграть ФПГ, транснационализацию деятельности которых должно всячески поощрять и стимулировать государство.

Определенные важные шаги в нормативно-законодательном обеспечении транснациональной деятельности российских ФПГ были сделаны за последние три года.

Идеи транснационализации нашли свое отражение в Федеральном законе РФ "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. Однако еще ранее положения о транснационализации экономической деятельности были фактически сформулированы в заключенном государствами— участниками СНГ Соглашении "О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений" от 15 апреля 1994 г. ("Соглашение..." было подписано представителями Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Основываясь на статье 12 Договора о создании Экономического союза, это "Соглашение...." конкретизировало и развивало положения данной статьи, в соответствии с которыми "договаривающиеся Стороны содействуют созданию совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций".

Вместе с тем, последующая реализация данного "Соглашения..." на практике столкнулась с целым рядом сложных и противоречивых моментов. Прежде всего, между странами сохранялись (и в значительной мере сохраняются) существенные различия в законодательстве. Реальная практика формирования и функционирования транснациональных образований на экономическом пространстве СНГ основывается на национальном законодательстве государств, юридическими лицами которых они являются (с извлечениями, предусмотренными в межрегиональных договорах). Исследователи этих проблем, впрочем, возлагают определенные надежды на деятельность Межгосударственного экономического комитета (МЭК), в связи с которой могут появиться определенные предпосылки решения задач транснационализации на наднациональной основе (поскольку государства делегируют этому органу соответствующие полномочия).

А. Мовсесян

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай
У нас Вы можете купить срубы домов и бань дешево из Пскова Доставка срубов. Заказать сруб для бани — недорого, быстро и надежно.