Проблемы и перспективы транснационализации российского капитала.

Проведенный анализ процессов интеграции и транснационализации, проходящих в развитых и новых индустриальных странах, позволяет сделать вывод о том, что транснационализация экономической деятельности во всем многообразии ее форм является важнейшей предпосылкой, непременным условием и ведущей составляющей внешнеэкономической экспансии национального капитала.

Важно заметить, что постановка задачи осуществления внешнеэкономической экспансии на уровне национальной стратегии развития в большинстве ныне передовых стран намного, иногда на десятилетия, предшествовала самой экономической экспансии как заметному явлению мировой экономики.

Это позволяет говорить об актуальности задачи выработки научно обоснованной стратегии внешнеэкономической экспансии российского капитала как части государственной геополитики страны, несмотря на современное кризисное состояние нашей экономики.

Нельзя согласиться с распространенным мнением о том, что сейчас не время для стратегических внешнеэкономических задач, рассчитанных не на одно десятилетие, что сейчас "пора малых дел", время выживания экономики, "выкарабкивания" из жестокого кризиса. Теория сложных систем говорит, что неразвивающаяся сложная система неизбежно деградирует и не имеет шансов на выживание в долгосрочной перспективе. Если столь крупное государство как Россия будет стремиться к выживанию и не поставит перед собой достойных ее целей, оно неизбежно распадется и погибнет. Поэтому именно сейчас, несмотря на кажущуюся несвоевременность, нужно сформировать и исследовать основные направления и условия внешнеэкономической экспансии российского капитала.

Хотя формы транснациональной экономической деятельности многоплановы и могут быть реализованы на различных уровнях взаимодействия хозяйствующих субъектов (не только крупный, но и средний и малый бизнес), тем не менее наиболее перспективными оказываются корпоративные формы, основанные на реальной интеграции банковского и промышленного капитала.

В этом направлении основную роль должны, безусловно, сыграть ФПГ, транснационализацию деятельности которых должно всячески поощрять и стимулировать государство.

Определенные важные шаги в нормативно-законодательном обеспечении транснациональной деятельности российских ФПГ были сделаны за последние три года.

Идеи транснационализации нашли свое отражение в Федеральном законе РФ "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г. Однако еще ранее положения о транснационализации экономической деятельности были фактически сформулированы в заключенном государствами— участниками СНГ Соглашении "О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений" от 15 апреля 1994 г. ("Соглашение..." было подписано представителями Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии Казахстана, Киргизии, Молдавии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины). Основываясь на статье 12 Договора о создании Экономического союза, это "Соглашение...." конкретизировало и развивало положения данной статьи, в соответствии с которыми "договаривающиеся Стороны содействуют созданию совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций".

Вместе с тем, последующая реализация данного "Соглашения..." на практике столкнулась с целым рядом сложных и противоречивых моментов. Прежде всего, между странами сохранялись (и в значительной мере сохраняются) существенные различия в законодательстве. Реальная практика формирования и функционирования транснациональных образований на экономическом пространстве СНГ основывается на национальном законодательстве государств, юридическими лицами которых они являются (с извлечениями, предусмотренными в межрегиональных договорах). Исследователи этих проблем, впрочем, возлагают определенные надежды на деятельность Межгосударственного экономического комитета (МЭК), в связи с которой могут появиться определенные предпосылки решения задач транснационализации на наднациональной основе (поскольку государства делегируют этому органу соответствующие полномочия).

А. Мовсесян

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

25 апреля 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 25 апреля снижается
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 25 апреля снизилась на 0,64% и составила 38222,755 млрд руб.
19:25ЦБ РФ будет бороться с сопротивлением эмитентов при конвертации облигаций в акции
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7895 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 62,0217 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,7022 руб.
19:03ФАС выдала "Транснефти" на год разрешение на получение контроля над НМТП, может продлить при необходимости
18:59Индекс МосБиржи не изменился, индекс РТС снизился на 1,4%
18:48Держатели евробондов "РусАла" просят OFAC разрешить операции с ними и продлить дедлайн по продаже - агентство
18:47ВЭБ установил ставку купона бондов ПБО-001Р-К037 на 20 млрд руб. в размере 7,01%
18:41Совет директоров "Роснефти" рекомендовал выплатить дивиденды за 2017 г. в размере 6,65 руб. на акцию
18:35Глава ФАС не уверен в успешной блокировке Telegram в России
18:28СП РФ предлагает оптимизировать законодательство в сфере госзакупок
18:13Артемьев: временная национализация РусАла в теории возможна - либо за деньги, либо за активы
18:07ЦБ: активы лишенного лицензии Темпбанка не превышают 2,3 млрд руб., обязательства - более 13,5 млрд руб.
У нас Вы можете купить срубы домов и бань дешево из Пскова Доставка срубов. Заказать сруб для бани — недорого, быстро и надежно.