Проблемы и перспективы транснационализации российского капитала.
Первоочередной задачей и необходимым условием осуществления экспансии российского капитала являются восстановление внутреннего рынка нашей страны до дореформенных масштабов и отвоевание его у иностранных корпораций.
Говоря о недостаточной привлекательности российского рынка для иностранных инвестиций, большинство исследователей справедливо подчеркивают высокий риск этих вложений, в основном связанный с политической нестабильностью. Однако у привлекательности национального рынка есть еще одна важная составляющая, часто остающаяся за кадром. Это — масштабы рынка. Высокая платежеспособность большей части населения страны является важнейшим фактором устойчивости и привлекательности национального рынка. Она привлечет инвестиции при самой сложной политической ситуации и высоких рисках. Поэтому основной целью государственной стратегии в области восстановления внутреннего рынка должно быть повышение платежеспособности населения и предприятий.
Оценивая возможности и перспективы внешнеэкономической деятельности российских производителей, следует, вместе с тем, подчеркнуть, что сегодня для большинства российских предприятий стоят как не менее актуальные проблемы противостояния иностранным конкурентам на своем собственном, отечественном рынке. Действительно, реальный факт состоит в том, что отечественными производителями по целому ряду товаров (особенно технически сложных), по сути потерян к настоящему времени из-за неконкурентоспособности, посравнению с аналогичной импортной продукцией, свой собственный рынок.
Конечно, в долгосрочном плане государство может поддерживать сравнительно высокие ставки импортных пошлин на:
- продукцию, самообеспечение которой важно в интересах национальной безопасности;
- те виды продукции высокой степени обработки (в первую очередь машиностроительная продукция), которые по своим техническим характеристикам находятся примерно на одном уровне с российскими аналогами;
- те виды продукции (в первую очередь подакцизные), обложение пошлинами которых позволяет решать задачи обеспечения соответствующей доли бюджетных доходов.
Но очевидно, что не следует облагать импортными пошлинами:
- предметы первой необходимости, которые не производятся в стране или производятся в недостаточном количестве;
- сырье и полуфабрикаты для российских экспортных производств;
- товары, производство которых в России превосходит другие страны по конкурентоспособности;
- товары, производство которых в России не имеет ни перспектив развития, ни решающего значения с точки зрения занятости населения. Вопросы "отвоевания" внутреннего российского рынка и, прежде всего, самого мощного сейчас аграрного рынка с учетом ограничений, накладываемых правилами ВТО, описанными в предыдущей главе, должны решаться в рамках специального пакета Федеральных законов, проистекающих из Концепции безопасности страны и ее внешнеэкономической доктрины.
Рассматривая проблемы транснационализации, нельзя не остановиться на процессе проникновения мощных иностранных ТНК на российские внутренние рынки.
Общий объем иностранных инвестиций в Россию, включая финансовые, на 2000 г. прогнозируется правительственными экспертами в 12,1 млрд долл. против 9,1 млрд в 1997 г. Кроме того, по 3,3 млрд долл. в 1997—1998 гг. и по 2,7 млрд долл. в 1999—2000 гг. предполагается получить от нефтегазовых проектов, попадающих в рамки соглашений о разделе продукции (СРП).