Латинская Америка: сегодняшний день и перспективы.
Крайне интересен случай Венесуэлы, руководимой правительством Уго Чавеса, которое не склонно действовать по неолиберальным рецептам. Левоориентированная политика венесуэльского правительства, получившая название боливарианской революции, находится в поисках независимого концептуального проекта развития для Латинской Америки. Он должен предложить социально-экономическую стратегию, не связанную с неолиберальной индоктринацией, и интегрирование латиноамериканского региона в международное сообщество независимо от США.
Именно венесуэльские инициативы в разработке альтернативного варианта развития стали серьезной помехой империалистической политике США в Латинской Америке (особенно после провала попытки государственного переворота в Венесуэле в 2002 г.). Начинания Венесуэлы обретают особое значение в свете того, что эта страна относится к крупнейшим мировым экспортерам нефти и политика, проводимая ее руководством, не может не беспокоить США и другие высокоразвитые страны - импортеры энергоресурсов, тем более из-за обострения ближневосточного кризиса. Поэтому ситуация вокруг Венесуэлы может уже в ближайшем будущем стать одной из центральных проблем безопасности регионального или даже глобального масштаба.
Другой страной Латинской Америки, занявшей независимую по отношению к США и МВФ позицию, является Аргентина под руководством правительства Кирхнера. Оно сумело достаточно быстро стабилизировать положение в стране после недавней финансовой катастрофы, которая одновременно обозначила крах всей политики, базировавшейся на неолиберальной модели. В результате этой политики Аргентина была отброшена назад, социально-экономическая ситуация существенно ухудшилась, а ведь в первой половине XX в. Аргентина занимала по уровню общего развития третье (после США и Канады) место во всей Америке. В стране имеются богатые неразработанные месторождения сырьевых ресурсов, пользующихся спросом на мировом рынке. Однако все это оказалось бесполезным в годы пребывания у власти правительства Менема, внедрявшего неолиберальную экономическую модель. Его безоглядное увлечение неолиберальной концепцией развития привело в конечном счете нацию к плачевному итогу.
В настоящее время Аргентина пытается скорректировать модель своей экономической политики, что постепенно приводит к улучшению социального положения, восстановлению производственной инфраструктуры и расширению внутреннего рынка. Однако еще слишком рано анализировать и оценивать результаты деятельности правительства Кирхнера, тем более что международные организации и ведущие державы занимают по отношению к процессам, идущим в Аргентине (а также в Венесуэле и в Бразилии), выжидательную позицию.
Несомненный интерес представляет казус Чили, в первую очередь во внешнеполитическом аспекте. Чилийская внешняя политика несет на себе определенный отпечаток общей двойственности и обособленности в регионе. С одной стороны, правительство президента Лагоса нацелено на тесные взаимоотношения с США; в целом оно поддерживает их внешнюю политику. В области хозяйственных связей показательной иллюстрацией тесного взаимодействия двух стран может служить заключенное между ними в 2003 г. торговое соглашение. Оно особо примечательно тем, что предписывает заключившим его государствам, фактически же, разумеется, Чили, определенные нормы экономической политики. С другой стороны, эта страна не только выступила против вторжения руководимой США коалиции в Ирак, но и официально поддержала доктрину многополярного мира.