Роль государства в социально-экономическом развитии в североевропейском регионе.

Североевропейская модель рыночного хозяйства характеризуется важной ролью государства, которая проявляется в проведении государством экономической политики, служащей целям макроэкономического регулирования, а также в существовании значительного государственного сектора экономики. Благодаря этому государство на Севере Европы не только регулирует совокупный спрос, оказывая влияние на профилирование финансовых, трудовых и товарных ресурсов, но и влияет на конкурентоспособность промышленности, предоставляя относительно дешевые и качественные инфраструктурные и социальные услуги, а также прямо участвует в материальном производстве, увеличивая ВВП страны.

 В отличие от англосаксонской традиции, которая в первую очередь направлена на сферу обращения, североевропейская модель государственного регулирования в большей мере обращена непосредственно на производство товаров, услуг (особенно социальных), интеллектуальных и культурных ценностей. Эта модель развития основана на гармоничном сочетании рыночных механизмов с государственным регулированием и допускает существование государственных предприятий в сфере производства. Такое сочетание, идеологически основанное на понятии общего блага (общего благосостояния), приводит к созданию смешанной экономики, которая (по мнению норвежского исследователя Эрика Райнерта) содействует экономическому росту, так как позволяет воспользоваться эффектом синергии, возникающей благодаря сочетанию противоположностей. Такой подход, подразумевающий признание существования системного общественного блага весьма отличается от англо-саксонских либеральных концепций, основанных на индивидуализме.

Установившаяся в североевропейских странах хозяйственная система отличается от других стран Запада по:

  • своим теоретическим основам (включая признание концепции общего блага или благосостояния, окружающей природной среды — в качестве важного общественного блага, а национальной инновационной системы — в качестве приоритета);
  • своей экономической политике и практическим действиям в социально-экономической сфере, которые направлены на создание универсальной системы социальной поддержки, особой системы налогообложения;
  • этике предпринимательской деятельности и признанию бизнесом своей социальной и экологической ответственности;
  • характеру и степени вмешательства государства в рыночные механизмы, а также по его роли в совокупном производстве тех товаров и услуг, которые имеют социальную направленность.

Эти отличия отражаются во множестве важных макроэкономических показателей, таких как доля госбюджета и налогов в ВВП, удельный вес социально значимых статей в бюджете государства, размеры социальных пособий и степень поддержки социально уязвимых групп населения, доля бизнеса в финансировании общественно значимых расходов и т.д. По всем этим показателям Скандинавские страны и Финляндия являются лидерами в ЕС.

Например, в 2006 г. доля государственных расходов в ВВП в Швеции составила 65% (в отдельные годы — в 1980 и 1985 гг. — это соотношение поднималось даже до 70%2), в Дании — 68%, в Финляндии — 55%, что заметно превышает средний уровень ЕС или ОЭСР. Структура государственных расходов, характерная для Швеции, с небольшими вариациями отмечается и в других Скандинавских странах и в Финляндии. В том же 2006 г. на социальные расходы (социальная защита, здравоохранение, образование) приходилось 60—70% в отдельных странах Севера Европы, что также превышает уровень ЕС или ОЭСР и подтверждает социальную ориентацию их экономического развития.

Ю. Дерябин

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 апреля 2024 г.
17:47Объем льготного кредитования туротрасли Сбербанком составляет 230 млрд руб.
16:44Московский кинотеатр "Ударник" отреставрируют до конца 2027 года
15:23Около 18,6 тысяч горожан получили новое жилье на востоке Москвы в рамках реновации
14:15В Москве разработали проект ГОСТа для электровелосипедов с целью повышения безопасности
13:16Мишустин подписал постановление о создании национального парка "Нижегородское Поволжье"
12:37Азиатский банк развития намерен инвестировать в экономику Казахстана в 2024 году более $800 млн
11:55China Eastern Airlines в 2023 году сократила чистый убыток в 4,6 раза - до 8,17 млрд юаней
29 апреля 2024 г.
19:05Февральские данные об инфляции в США соответствовали ожиданиям - глава ФРС
18:46Розничные продажи в США вырастут в этом году на 2,5-3,5%
18:33Mitsui планирует инвестиции в Atlas Lithium и разработку месторождения газа во Вьетнаме
18:17Германия за год сократила экспорт лома металлов на 18%, импорт - на 22,2% в стоимостном выражении
17:15Календарь публикаций макроэкономических показателей ведущих стран на ближайшую неделю
24 апреля 2024 г.
17:44Запасы нефти в США упали за период с 12 апреля по 19 апреля на 6368 тыс. баррелей, бензина - упали на 634 тыс. баррелей
17:09Чистая прибыль Hilton в 1-м квартале выросла на 28,6%
17:01ВТБ разместил 38,4% выпуска однодневных бондов серии КС-4-696 на 96,1 млрд рублей
Отличия дробеметной, дробеструйной и пескоструйной обработки Отличия дробеметной, дробеструйной и пескоструйной обработки. Дробеметное оборудование для очистки и защиты металла от коррозии. Дробеметы российского производства.