Роль государства в социально-экономическом развитии в североевропейском регионе.

Североевропейская модель рыночного хозяйства характеризуется важной ролью государства, которая проявляется в проведении государством экономической политики, служащей целям макроэкономического регулирования, а также в существовании значительного государственного сектора экономики. Благодаря этому государство на Севере Европы не только регулирует совокупный спрос, оказывая влияние на профилирование финансовых, трудовых и товарных ресурсов, но и влияет на конкурентоспособность промышленности, предоставляя относительно дешевые и качественные инфраструктурные и социальные услуги, а также прямо участвует в материальном производстве, увеличивая ВВП страны.

 В отличие от англосаксонской традиции, которая в первую очередь направлена на сферу обращения, североевропейская модель государственного регулирования в большей мере обращена непосредственно на производство товаров, услуг (особенно социальных), интеллектуальных и культурных ценностей. Эта модель развития основана на гармоничном сочетании рыночных механизмов с государственным регулированием и допускает существование государственных предприятий в сфере производства. Такое сочетание, идеологически основанное на понятии общего блага (общего благосостояния), приводит к созданию смешанной экономики, которая (по мнению норвежского исследователя Эрика Райнерта) содействует экономическому росту, так как позволяет воспользоваться эффектом синергии, возникающей благодаря сочетанию противоположностей. Такой подход, подразумевающий признание существования системного общественного блага весьма отличается от англо-саксонских либеральных концепций, основанных на индивидуализме.

Установившаяся в североевропейских странах хозяйственная система отличается от других стран Запада по:

  • своим теоретическим основам (включая признание концепции общего блага или благосостояния, окружающей природной среды — в качестве важного общественного блага, а национальной инновационной системы — в качестве приоритета);
  • своей экономической политике и практическим действиям в социально-экономической сфере, которые направлены на создание универсальной системы социальной поддержки, особой системы налогообложения;
  • этике предпринимательской деятельности и признанию бизнесом своей социальной и экологической ответственности;
  • характеру и степени вмешательства государства в рыночные механизмы, а также по его роли в совокупном производстве тех товаров и услуг, которые имеют социальную направленность.

Эти отличия отражаются во множестве важных макроэкономических показателей, таких как доля госбюджета и налогов в ВВП, удельный вес социально значимых статей в бюджете государства, размеры социальных пособий и степень поддержки социально уязвимых групп населения, доля бизнеса в финансировании общественно значимых расходов и т.д. По всем этим показателям Скандинавские страны и Финляндия являются лидерами в ЕС.

Например, в 2006 г. доля государственных расходов в ВВП в Швеции составила 65% (в отдельные годы — в 1980 и 1985 гг. — это соотношение поднималось даже до 70%2), в Дании — 68%, в Финляндии — 55%, что заметно превышает средний уровень ЕС или ОЭСР. Структура государственных расходов, характерная для Швеции, с небольшими вариациями отмечается и в других Скандинавских странах и в Финляндии. В том же 2006 г. на социальные расходы (социальная защита, здравоохранение, образование) приходилось 60—70% в отдельных странах Севера Европы, что также превышает уровень ЕС или ОЭСР и подтверждает социальную ориентацию их экономического развития.

Ю. Дерябин

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 января 2018 г.
02:58Михаила Кузовлёва отодвинули от оперативного управления банком "Российский капитал". Не верят в АИЖК, что банк под его руководством станет третьим по ипотеке
02:40Пишут, что банк, у которого начались проблемы с ликвидностью – это "Московский кредитный банк"
19 января 2018 г.
23:50Банк "Хоум кредит" уменьшает процент на остаток по накопительным картам "Космос" и "Хорошие новости"
20:00Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 19 января снижается
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 19 января выросла на 0,06% и составила 38765,592 млрд руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 8,8431 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 69,394 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 56,5884 руб.
19:07На форуме в Давосе будет объявлено об участии РФ в ряде проектов, связанных с развитием новых технологий - Орешкин
18:59Рынок акций РФ закрылся в минусе
18:55Цены на нефть не будут превышать $60 за баррель в среднесрочной перспективе - Орешкин
18:52Только 8% европейских поставщиков могут вернуться на рынок РФ в случае снятия эмбарго
18:44Сингапурская фондовая биржа разрешит размещение двух классов акций в ходе IPO
18:36Фермеры смогут получать технику в лизинг через биржевые инструменты товарного рынка
18:28Индекс потребдоверия в США в январе упал до минимума за 6 месяцев, ожидался рост
Отличия дробеметной, дробеструйной и пескоструйной обработки Отличия дробеметной, дробеструйной и пескоструйной обработки. Дробеметное оборудование для очистки и защиты металла от коррозии. Дробеметы российского производства.