Роль государства в социально-экономическом развитии в североевропейском регионе.

Политика экономического роста в странах Северной Европы переплетается с инновационной, социальной и экологической политикой, каждая из которых основана на активной государственной роли, являясь частью его стратегии, что прослеживается в структуре расходов государственного бюджета. Это сочетание и определяет особенности их социально-экономической модели.

Североевропейские страны занимают первые места среди стран — участниц ЕС и ОЭСР по доле налогов в ВВП. Она составила в странах Северной Европы в 2005 г. 48% по сравнению с 39% в ЕС (13 стран еврозоны). Высокий уровень налогов является необходимой предпосылкой функционирования государства всеобщего благоденствия. Его образование основано на признании необходимости оказания социальной поддержки наиболее уязвимым группам населения, которые не могут быть конкурентоспособными на рынке труда (инвалиды, пожилые люди, безработные, несовершеннолетние и т.д.). Помимо подоходного налога, применяются налоги на все виды прибылей или других доходов (дивиденды и проценты по вкладам), налоги взимаются с наследства, недвижимости или дарений, транспортных средств и т.д. Самыми важными налогами являются подоходный, налог на богатство и налоги на потребление продуктов (косвенные налоги, НДС). В некоторых странах региона важную роль в наполнении бюджета государства играют обязательные социальные налоги (а именно, в Финляндии и Швеции).

Итак, наиболее важным источником наполнения бюджета во всех северных странах являются налоги (от 41 % в Исландии до 51% в Швеции — этот уровень является высоким в международном сопоставлении). Роль подоходного налога максимальна в Норвегии и Дании, но минимальна — в Исландии. Налоги на производство и импорт важнее в Исландии и менее важны — в Дании и Норвегии. В Швеции, например, размер необлагаемого подоходным налогом дохода (минимальный доход) установлен на таком высоком уровне, что значительная часть населения не платит подоходных налогов в пользу центрального правительства, а только коммунальные (местные) налоги (по ставке 26—35% в зависимости от величины дохода).

Государственная собственность в экономике североевропейских стран выполняет одновременно две функции. Во-первых, она позволяет решать конкретные социально-экономические задачи (например, предоставлять качественные и относительно дешевые социальные услуги). Во-вторых, она помогает воздействовать на совокупный спрос и таким образом регулировать рынок и оказывать антициклическое воздействие, благодаря чему в послевоенный период времени этим странам удалось избежать глубоких экономических кризисов.

Взаимная связь социально ориентированного государства и государственного сектора экономики, частью которого являются предприятия, находящиеся в государственной собственности, обусловлена следующими факторами. Государственный сектор экономики, в том числе предприятия, которые находятся в государственной собственности, способен поглощать рабочих и служащих, которые вытесняются из частного сектора, что активно происходит на стадии перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Это действовало как сдерживающий фактор увеличения безработицы в странах Северной Европы на протяжении 1970-1980-х гг. Кстати, и в 1990-е гг., когда безработица выросла во всех странах ЕС, на Севере Европы она продолжала оставаться на более низком уровне, чем в ЕС в среднем.

Государственный сектор играет важную роль в антициклическом и конъюнктурном регулировании экономики, так как он подчиняется иным законам, чем частный сектор и его развитие не носит явно выраженного циклического характера, поскольку спрос на продукцию, производимую большинством государственных предприятий, является малоэластичным. Например, спрос на коммунальные услуги, газо-, водо-, электроснабжение, социальные услуги государственных и муниципальных предприятий (уход за престарелыми или маленькими детьми, инвалидами), транспортные услуги и т.д. В целях оживления экономической ситуации государство увеличивает инвестиции в государственный сектор экономики в периоды стагнации и уменьшает их в периоды хозяйственного подъема. Таким образом, чем больше государственный сектор экономики, тем эффективнее конъюнктурная политика и антициклическое регулирование.

Ю. Дерябин

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 апреля 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 20 апреля движется разнонаправленно
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 20 апреля снизилась на 0,19% и составила 25355,223 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 61,417 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7759 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,6066 руб.
19:04Более половины жалоб потребителей финуслуг по-прежнему поступает на банки - ЦБ
18:59Индекс МосБиржи незначительно подрос, индекс РТС снизился почти на 0,7%
18:56Италия может вернуться на рынок долларовых госбондов уже в 2018г
18:52Отказывающиеся работать в Крыму из-за санкций банки РФ могут подпасть под уголовную ответственность в случае ее введения
18:45Разрабатываемый законопроект дает возможность реагировать на любые антироссийские санкции
18:43ВЭБ разместил выпуск краткосрочных облигаций ПБО-001Р-К030 на 3,5 млрд рублей
18:32Среди зампредов ЦБ РФ больше всех в 2017 г. заработал Швецов - 88,6 млн рублей
18:21Цены на нефть снижаются после заявлений Трампа
18:18Связь-банк выкупил по оферте 0,5% облигаций 4-й серии на 25,8 млн рублей
18:15Совет директоров "СИБУР Холдинга" рассмотрит возможность размещения трех выпусков биржевых облигаций