Роль государства в социально-экономическом развитии в североевропейском регионе.

Предприятия, которые находятся в государственной собственности, способны увеличивать доходы государственного бюджета. Поскольку не все государственные предприятия организованы как акционерные общества, то они могут быть объединены с государственным бюджетом в финансовом отношении, тогда их доходы и расходы рассматриваются как его часть. Разумеется, в этом случае инвестиции в такие предприятия должны быть предусмотрены в расходной части бюджета. Государственные предприятия содействуют развитию конкуренции, в том числе возникает специфический вид конкуренции между частным и государственным сектором.

Госпредприятия оказывают функции специфического характера, обусловленные рядом соображений.

А) Услуги, которые выгоднее возложить на государственный сектор, так как их качество повышается, если они организованы в масштабе всей страны или ее административно-территориальных подразделений. Например: почта, транспорт, энергетическая инфраструктура, коммунальные службы, а также социальные услуги.

Б) Услуги, которые государство предпочитает предоставлять на льготных условиях, исходя из своих социально-экономических задач, например, в целях поддержки более уязвимых групп населения или в целях обеспечения равенства возможностей (здравоохранение, образование, социальная защита).

Государственный сектор экономики способен регулярно перераспределять часть доходов в пользу малообеспеченных слоев. Он в состоянии предоставлять социальные услуги на льготных условиях или в зависимости от потребности, содействуя таким образом сокращению бедности и социальной неустроенности. Госпредприятия, как правило, проводят стабильную политику расценок на предоставляемые ими услуги, что делает их более доступными для бедных, или предоставляет их отдельным категориям потребителей по льготному тарифу или даже бесплатно (медицинские услуги, образование). Например, в Швеции доля бедных благодаря выплате социальных пособий и компенсаций в начале 2000-х гг. сокращалась с 28 до 9% (то есть в три раза), в Дании: с 24 до 11% (то есть в два раза), в Финляндии — с 21 до 11 %, в то время как в ЕС в среднем: с 25 до 15%, го есть в 1,6 раза.

Государственный сектор экономики содействует поддержанию темпов экономического роста (так как государственный спрос способен поддержать совокупный спрос в периоды ухудшения экономической конъюнктуры), повышению конкурентоспособности отечественных товаров благодаря финансированию НИОКР, оказывает антициклическое воздействие. Перераспределяя доходы в пользу менее обеспеченных граждан, госсектор содействует обеспечению равенства жизненных шансов для молодежи, независимо от уровня жизни их родителей.

Поэтому наблюдается прямая зависимость между развитием государственного сектора экономики, представленного государственными предприятиями и широтой социальных функций государства. Если государственный сектор начинает сокращаться, как это происходило на Севере Европы в 1990-е гг., то это осложняет исполнение государством его социальных функций. В то же время, чрезмерно щедрые социальные гарантии влекут за собой увеличение дефицита государственного бюджета и могут стать причиной валютных и финансовых осложнений, привести к напряженности государственного бюджета. Поэтому необходимо достижение определенного баланса.

В Дании государственные предприятия имеются в нефтегазовой промышленности, энергетике и транспорте. Датское государство поддерживает промышленность, предоставляя экспортные кредиты и субсидии на проведение НИОКР. В Норвегии госпредприятия сосредоточены в энергетике, на транспорте, почте, оптовой торговле лекарствами, телекоммуникациях, добыче нефти и газа, химической промышленности.

В Финляндии с 1991 г. проводится политика дерегулирования экономики, которая привела к сжатию государственного сектора экономики и передаче значительной части государственной собственности в частные руки. Однако сохраняются государственные предприятия в области транспорта (воздушного и железнодорожного), металлургии и машиностроения, оборонной промышленности, энергетики, химии и целлюлозно-бумажной промышленности, телекоммуникаций, производства и продажи алкогольной продукции и т.д.

Ю. Дерябин

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4

Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

22 февраля 2020 г.
15:07В Москве за два года отремонтируют 135 поликлиник
14:39Просроченная задолженность физлиц по банковским кредитам в январе выросла на 2,8%
13:47Розничные продажи в Канаде в декабре не изменились
12:56Глава Еврокомиссии: работа по семилетнему бюджету ЕС будет продолжена до конца года
11:25Вспышка коронавируса в Китае поддержит цены на фосфатные удобрения, считают аналитики
10:58Коронавирус вряд ли будет иметь устойчивые последствия для американской экономики - глава ФРБ Атланты
10:37Доходность 30-летних US Treasuries упала до рекордного минимума
09:57Европейские рынки акций закрылись в минусе
09:05ЦБ РФ установил курс доллара США с 22 февраля в размере 64,3008 руб., курс евро - 69,4191 руб.
21 февраля 2020 г.
19:51Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 21 февраля снижается
19:46"Тринфико Холдингс" выкупило по оферте 20,2% выпуска бондов БО-01 на 202 млн рублей
19:45Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 21 февраля снизилась на 0,68% и составила 50269,302 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 69,6026 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,1365 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 64,3763 руб.