Роль государства в социально-экономическом развитии в североевропейском регионе.

Предприятия, которые находятся в государственной собственности, способны увеличивать доходы государственного бюджета. Поскольку не все государственные предприятия организованы как акционерные общества, то они могут быть объединены с государственным бюджетом в финансовом отношении, тогда их доходы и расходы рассматриваются как его часть. Разумеется, в этом случае инвестиции в такие предприятия должны быть предусмотрены в расходной части бюджета. Государственные предприятия содействуют развитию конкуренции, в том числе возникает специфический вид конкуренции между частным и государственным сектором.

Госпредприятия оказывают функции специфического характера, обусловленные рядом соображений.

А) Услуги, которые выгоднее возложить на государственный сектор, так как их качество повышается, если они организованы в масштабе всей страны или ее административно-территориальных подразделений. Например: почта, транспорт, энергетическая инфраструктура, коммунальные службы, а также социальные услуги.

Б) Услуги, которые государство предпочитает предоставлять на льготных условиях, исходя из своих социально-экономических задач, например, в целях поддержки более уязвимых групп населения или в целях обеспечения равенства возможностей (здравоохранение, образование, социальная защита).

Государственный сектор экономики способен регулярно перераспределять часть доходов в пользу малообеспеченных слоев. Он в состоянии предоставлять социальные услуги на льготных условиях или в зависимости от потребности, содействуя таким образом сокращению бедности и социальной неустроенности. Госпредприятия, как правило, проводят стабильную политику расценок на предоставляемые ими услуги, что делает их более доступными для бедных, или предоставляет их отдельным категориям потребителей по льготному тарифу или даже бесплатно (медицинские услуги, образование). Например, в Швеции доля бедных благодаря выплате социальных пособий и компенсаций в начале 2000-х гг. сокращалась с 28 до 9% (то есть в три раза), в Дании: с 24 до 11% (то есть в два раза), в Финляндии — с 21 до 11 %, в то время как в ЕС в среднем: с 25 до 15%, го есть в 1,6 раза.

Государственный сектор экономики содействует поддержанию темпов экономического роста (так как государственный спрос способен поддержать совокупный спрос в периоды ухудшения экономической конъюнктуры), повышению конкурентоспособности отечественных товаров благодаря финансированию НИОКР, оказывает антициклическое воздействие. Перераспределяя доходы в пользу менее обеспеченных граждан, госсектор содействует обеспечению равенства жизненных шансов для молодежи, независимо от уровня жизни их родителей.

Поэтому наблюдается прямая зависимость между развитием государственного сектора экономики, представленного государственными предприятиями и широтой социальных функций государства. Если государственный сектор начинает сокращаться, как это происходило на Севере Европы в 1990-е гг., то это осложняет исполнение государством его социальных функций. В то же время, чрезмерно щедрые социальные гарантии влекут за собой увеличение дефицита государственного бюджета и могут стать причиной валютных и финансовых осложнений, привести к напряженности государственного бюджета. Поэтому необходимо достижение определенного баланса.

В Дании государственные предприятия имеются в нефтегазовой промышленности, энергетике и транспорте. Датское государство поддерживает промышленность, предоставляя экспортные кредиты и субсидии на проведение НИОКР. В Норвегии госпредприятия сосредоточены в энергетике, на транспорте, почте, оптовой торговле лекарствами, телекоммуникациях, добыче нефти и газа, химической промышленности.

В Финляндии с 1991 г. проводится политика дерегулирования экономики, которая привела к сжатию государственного сектора экономики и передаче значительной части государственной собственности в частные руки. Однако сохраняются государственные предприятия в области транспорта (воздушного и железнодорожного), металлургии и машиностроения, оборонной промышленности, энергетики, химии и целлюлозно-бумажной промышленности, телекоммуникаций, производства и продажи алкогольной продукции и т.д.

Ю. Дерябин

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

19 января 2019 г.
16:28Минсельхоз РФ: интервенции на молочном рынке в 2019 году не планируются
15:35Сформировано правительство Армении
14:42Минсельхоз: сельхозпроизводство в РФ в 2019 году вырастет на 1-1,5%
13:19Минсельхоз: ситуация с ценами на продтовары стабильная
12:31Минсельхоз: Турция выделит РФ квоту на поставки говядины в размере 5 тыс. тонн с возможностью увеличения
11:59Премьеры ЕАЭС планируют договориться о тарифах на транспорт газа
11:22РФ в 2018 году увеличила экспорт пшеницы в Турцию на 40%
10:41Рогозин: космические предприятия РФ будут укреплять сотрудничество с нефтегазовой отраслью
10:21ЕС не получал официальных просьб от Лондона о переносе сроков Brexit
10:02На аукционах в среду нерезиденты купили 40% ОФЗ
09:42ФРС будет принимать решения по ставке в зависимости от статданных - глава ФРБ Нью-Йорка
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 января в размере 66,3309 руб., евро - 75,5841 руб.
18 января 2019 г.
19:53Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 18 января растет
19:42Мосбиржа зарегистрировала выпуск облигаций ММЦБ на 30 млн рублей
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 18 января выросла на 0,63% и составила 28662,387 млрд руб.