Роль государства в социально-экономическом развитии в североевропейском регионе.

Предприятия, которые находятся в государственной собственности, способны увеличивать доходы государственного бюджета. Поскольку не все государственные предприятия организованы как акционерные общества, то они могут быть объединены с государственным бюджетом в финансовом отношении, тогда их доходы и расходы рассматриваются как его часть. Разумеется, в этом случае инвестиции в такие предприятия должны быть предусмотрены в расходной части бюджета. Государственные предприятия содействуют развитию конкуренции, в том числе возникает специфический вид конкуренции между частным и государственным сектором.

Госпредприятия оказывают функции специфического характера, обусловленные рядом соображений.

А) Услуги, которые выгоднее возложить на государственный сектор, так как их качество повышается, если они организованы в масштабе всей страны или ее административно-территориальных подразделений. Например: почта, транспорт, энергетическая инфраструктура, коммунальные службы, а также социальные услуги.

Б) Услуги, которые государство предпочитает предоставлять на льготных условиях, исходя из своих социально-экономических задач, например, в целях поддержки более уязвимых групп населения или в целях обеспечения равенства возможностей (здравоохранение, образование, социальная защита).

Государственный сектор экономики способен регулярно перераспределять часть доходов в пользу малообеспеченных слоев. Он в состоянии предоставлять социальные услуги на льготных условиях или в зависимости от потребности, содействуя таким образом сокращению бедности и социальной неустроенности. Госпредприятия, как правило, проводят стабильную политику расценок на предоставляемые ими услуги, что делает их более доступными для бедных, или предоставляет их отдельным категориям потребителей по льготному тарифу или даже бесплатно (медицинские услуги, образование). Например, в Швеции доля бедных благодаря выплате социальных пособий и компенсаций в начале 2000-х гг. сокращалась с 28 до 9% (то есть в три раза), в Дании: с 24 до 11% (то есть в два раза), в Финляндии — с 21 до 11 %, в то время как в ЕС в среднем: с 25 до 15%, го есть в 1,6 раза.

Государственный сектор экономики содействует поддержанию темпов экономического роста (так как государственный спрос способен поддержать совокупный спрос в периоды ухудшения экономической конъюнктуры), повышению конкурентоспособности отечественных товаров благодаря финансированию НИОКР, оказывает антициклическое воздействие. Перераспределяя доходы в пользу менее обеспеченных граждан, госсектор содействует обеспечению равенства жизненных шансов для молодежи, независимо от уровня жизни их родителей.

Поэтому наблюдается прямая зависимость между развитием государственного сектора экономики, представленного государственными предприятиями и широтой социальных функций государства. Если государственный сектор начинает сокращаться, как это происходило на Севере Европы в 1990-е гг., то это осложняет исполнение государством его социальных функций. В то же время, чрезмерно щедрые социальные гарантии влекут за собой увеличение дефицита государственного бюджета и могут стать причиной валютных и финансовых осложнений, привести к напряженности государственного бюджета. Поэтому необходимо достижение определенного баланса.

В Дании государственные предприятия имеются в нефтегазовой промышленности, энергетике и транспорте. Датское государство поддерживает промышленность, предоставляя экспортные кредиты и субсидии на проведение НИОКР. В Норвегии госпредприятия сосредоточены в энергетике, на транспорте, почте, оптовой торговле лекарствами, телекоммуникациях, добыче нефти и газа, химической промышленности.

В Финляндии с 1991 г. проводится политика дерегулирования экономики, которая привела к сжатию государственного сектора экономики и передаче значительной части государственной собственности в частные руки. Однако сохраняются государственные предприятия в области транспорта (воздушного и железнодорожного), металлургии и машиностроения, оборонной промышленности, энергетики, химии и целлюлозно-бумажной промышленности, телекоммуникаций, производства и продажи алкогольной продукции и т.д.

Ю. Дерябин

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4

Печать Отправить ссылку

НОВОСТИ

20 сентября 2020 г.
17:55Силуанов: Белоруссия погасит долг перед "Газпромом" в $330 млн за счет кредита ЕФСР в $500 млн
16:58Магазины планируют отказаться от пластиковых пакетов
15:42Туристы ждут возвращения денег за аннулированные туры
14:26Суммарное состояние 1000 самых богатых людей Германии составляет 1,1 трлн евро
13:14Банки нашли способ собирать больше информации о клиентах
11:59Средняя стоимость аренды "однушки" в крупнейших городах РФ в сентябре - 17,5 тыс. руб. в месяц, "двушки" - 24-25 тыс.
10:55За последние сутки в России выявлено более 6,1 тыс. новых случаев COVID-19, 79 человек скончались
09:48Премьер-министр Саксонии призывает достроить "Северный поток 2"
09:05ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 сентября в размере 75,0319 руб., курс евро - 88,9578 руб.
19 сентября 2020 г.
17:32В Москве начнут тестировать первый беспилотный трамвай
16:21Треть россиян предпочитают покупать импортные товары
15:56Правительство Туркменистана прогнозирует рост ВВП страны в 2020 году на уровне 5,8%
15:06В Москве с начала года уже построено 28 км тоннелей метро
13:58Банки в январе-августе выставили 1 млн просроченных долгов на продажу на сумму 137 млрд. руб.
12:45Рост розничных продаж в Канаде в июле замедлился до 0,6%, слабее прогноза