Роль государства в социально-экономическом развитии в североевропейском регионе.

В Швеции был самый крупный на Севере Европы государственный сектор экономики и самая обширная система социальных услуг. Однако в результате кризиса в начале 1990-х гг. и последующей реформы произошло сжатие государственного сектора экономики в результате приватизации. Превратности судьбы государственных предприятий на Севере Европы связаны также с тем, что во время кризиса в Швеции в начале 1990-х гг. некоторые крупные предприятия (в том числе принадлежащие «Эрикссон» и Швейнарско-шведскому концерну ABB), которые попали в сложное финансовое положение, были выкуплены государством, которое покрыло их долги. В свою очередь, это увеличило государственный долг и явилось аргументом в пользу проведения дальнейшей приватизации, с тем чтобы покрыть доходами от приватизации образовавшуюся задолженность.

Инновационный характер экономического развития североевропейских стран ведет к тому, что в бюджетах относительно высока доля расходов на науку и высшее образование; в странах Северной Европы она была равна в 2005 г. 2,91% ВВП по сравнению с 1,86% в 13 странах — членах еврозоны. Социальная ориентация экономической политики стран Северной Европы проявляется в том, что расходы на социально значимые цели являются самой крупной статьей расходов государственного бюджета. На них расходуется от 60-70% во всех североевропейских странах.

Государственная собственность в рыночной экономке выполняет двойственные функции. Во-первых, она позволяет решать конкретные социально-экономические задачи. Во-вторых, она позволяет регулировать рынок. Между государственным сектором экономики (включая государственные предприятия) и социальными функциями государства имеется прямая связь и зависимость: социально ориентированное государство при осуществлении своих социальных функций опирается на государственный сектор экономики. Если государственный сектор сокращается (как это происходило на Севере Европы в 1990-е гг.), то это влечет за собой передачу некоторых социальных функций или услуг (например, транспортных) в руки частных компаний. Как правило, это ведет к повышению их стоимости. В то же время, чрезмерно щедрые социальные гарантии в условиях замедления экономического роста могут привести к возникновению дефицита государственного бюджета, валютным и финансовым осложнениям.

Если посмотреть в динамике, то доля государственного бюджета в ВВП в большинстве северных стран на протяжении 1990—2000-х гг. сохранялась на высоком уровне. В этот период эта доля колебалась в диапазоне от 50% в Финляндии до 68% в Дании.

Налоговая политика меньше различается между странами Северной Европы, чем по сравнению с ЕС. Для них характерным является более высокая степень налоговой нагрузки, измеряемой по отношению к ВВП, а их налоговая политика основывается на сходных принципах, хотя и есть небольшие различия в структуре налогов и налоговых ставок.

Все страны Северной Европы являются лидерами в ЕС по доле налогов в ВВП: от 49% в Финляндии до 65% в Дании (40% в ЕС). Взносы социального страхования играют незначительную роль в финансировании социальных расходов, так как большая их часть покрывается за счет центрального и местных бюджетов, формируемых в основном за счет прямых налогов: от 1/2 до 2/3 налоговых поступлений (главным образом, в форме подоходных налогов). Доля косвенных налогов ниже, чем в ЕС, а значение местных налогов, напротив, выше, чем в ЕС
из-за длительных традиций местного самоуправления и значительной роли нижних уровней власти в исполнении социальных функций. Это отражает децентрализацию исполнения государством социальных функций.

Во всех странах региона сложилась дуальная система налогообложения. Личные подоходные доходы облагаются высокими ставками (но установлен довольно высокий порог необлагаемого налогами минимума доходов), а капитал облагается налогами по умеренной ставке, но выше, чем в ЕС в среднем: 26—28% в Скандинавских странах и Финляндии против 25,5% в ЕС в среднем для 25 стран. Начиная с 1990-х гг., отмечается тенденция к снижению налогового давления на капитал. По отношению к личным доходам применяется прогрессивное налогообложение, на основе различной шкалы в зависимости от источника дохода: заработная плата, дивиденды, доход от продажи ценных бумаг и т.д. Ставка НДС установлена на уровне 22-25%, но на продукты питания, товары культурного назначения, лекарства налог взимается по льготной ставке или не взимается вообще. Несмотря на решения ЕС в направлении налоговой гармонизации, между странами ЕС (в том числе между странами Северной Европы) остаются значительные различия в структуре налогов и размерах налоговых ставок, а также в налоговой политике, поскольку эти различия основываются на укоренившихся традициях, изменения которых мгновенно отражается на состоянии бюджетов.

Ю. Дерябин

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

19 января 2019 г.
12:31Минсельхоз: Турция выделит РФ квоту на поставки говядины в размере 5 тыс. тонн с возможностью увеличения
11:59Премьеры ЕАЭС планируют договориться о тарифах на транспорт газа
11:22РФ в 2018 году увеличила экспорт пшеницы в Турцию на 40%
10:41Рогозин: космические предприятия РФ будут укреплять сотрудничество с нефтегазовой отраслью
10:21ЕС не получал официальных просьб от Лондона о переносе сроков Brexit
10:02На аукционах в среду нерезиденты купили 40% ОФЗ
09:42ФРС будет принимать решения по ставке в зависимости от статданных - глава ФРБ Нью-Йорка
09:03ЦБ РФ установил курс доллара США с 19 января в размере 66,3309 руб., евро - 75,5841 руб.
18 января 2019 г.
19:53Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 18 января растет
19:42Мосбиржа зарегистрировала выпуск облигаций ММЦБ на 30 млн рублей
19:30Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 18 января выросла на 0,63% и составила 28662,387 млрд руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,6064 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7895 руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 66,3316 руб.
19:10Количество действующих банков в РФ за пять лет сократилось вдвое