Североевропейский регион : развитие государственной собственности.
Всего в Норвегии 80 компаний находятся в государственной собственности, большая часть которых находятся в ведении Министерства торговли и промышленности. Государственные предприятия сосредоточены в следующих отраслях хозяйства: ТЭК («Статойл», «Норск гидро»), телевизионная связь («Теленор»), почта («Постен Норге»), железные дороги, авиаперевозки (САС), производство и распределение электроэнергии («Статскрафт»), лесное хозяйство («Статског»), металлургия («Норск гидро»), торговля алкогольными напитками, банковские услуги («Коммуналбанкен»), добыча каменного угля («Стуре Норске Шпицберген Кулькомпани») и т.д.
Крупные финансовые активы государства накопились в Государственном нефтяном фонде, размеры которого сопоставимы с ВВП страны. Регулирование нефтегазового сектора опирается на государственное предпринимательство, законодательство, лицензионную систему, специальное налогообложение и специальные финансовые инструменты.
В середине 1990-х гг. в Норвегии была отменена государственная монополия на телесвязь, торговлю алкоголем, зерном и медицинскими препаратами. Большая часть производства электроэнергии продолжает сохраняться в руках государства, а распределение контролируется норвежскими муниципалитетами. Государственная собственность в Норвегии рассредоточена между разными отраслями, от добывающей промышленности до современных средств телевизионной связи. Акции шести крупнейших государственных компаний котируются на фондовой бирже, а их стоимость достигает 40% стоимости всех акций, обращающихся на фондовой бирже Осло. 90% капитала компаний, которые находятся под контролем Министерства торговли и промышленности Норвегии, приходится на четыре крупнейшие государственные компании: «Норск гидро», «Статкрафт», «Теленор» и «Ден Норске Банк». Начиная с 2002 г. Министерство торговли и промышленности Норвегии публикует доклады о результатах деятельности государственных компаний.
Особенно сильные позиции у норвежского государственного капитала в нефтегазовом секторе. Государственное участие осуществляется в двух формах:
- непосредственное ведение добычи нефти и газа при помощи государственных компаний («Статойл АСА» — государственный пакет после первого этапа приватизации составил 81,7%, «Норск гидро АСА» — государственный пакет 44% акций, а также «Петро АС» и «Гасско АС», которые принадлежат государству на 100%);
- финансовое участие в деятельности частных компаний, занимающихся добычей углеводородов. Для этого в Норвегии был создан специальный финансовый инструмент «Стэдифин» (Стейт директ файненшл интерест — СДФИ), который позволяет норвежскому правительству получать долю от доходов тех частных компаний, которым было предоставлено право на добычу нефти и газа на норвежском морском шельфе. В настоящее время в результате приватизации 2001—2002 гг. 21,5% СДФИ перешло в частные руки. В Норвегии принято решение слить подразделение «Норск гидро», которое занимается нефте- и газодобычей, с компанией «Статойл», что позволит увеличить концентрацию нефтяного капитала и, соответственно, инвестиционные возможности этой компании.
Вся государственная собственность в нефтегазовом секторе Норвегии находится в ведении Министерства нефти и энергии. В стране был создан государственный Нефтяной фонд Норвегии, средствами которого управляет Министерство финансов через Банк Норвегии, но направления расходования средств определяет правительство после консультаций с парламентом, и оно обязано регулярно отчитывается о работе фонда.
Норвежское население твердо сохраняет приверженность курсу на социальное государство. В 1999 г. шесть профсоюзов Норвегии объединились в поддержку социального государства против приватизации, дерегулирования и проведения неолиберальной политики. Затем к ним присоединилось еще 20 национальных профсоюзных организаций. Таким образам движение в поддержку социального государства является в Норвегии самым массовым, объединяющим около 1 млн рабочих и служащих (что составляет более 50% всей рабочей силы страны). Поэтому совершаемая в стране приватизация под давлением требований, вытекающих из присоединения Норвегии к ЕЭП, совершается медленнее, чем в других странах североевропейского региона. В настоящее время в Норвегии не планируется проведения масштабной приватизации.