Северная Европа. Политика приватизации.

В 1990-е гг. по Северной Европе прокатилась волна либерализации экономической политики и хозяйственной жизни, а также приватизации значительной части государственной собственности. Приватизация осуществлялась, как правило, более интенсивно в тех странах, в которых государственная собственность ранее была более развита.

Поскольку приватизация является политически острым и экономически высоко значимым вопросом, то вокруг нее ведется много споров, поэтому рассмотрим доводы за и против ее проведения. Обычно в качестве доводов за проведение приватизации приводят следующие:

1) Госпредприятия требуют субсидий и капиталовложений из государственного бюджета, что может вызывать его дефицит.

2) Ликвидация государственной собственности усиливает конкуренцию.

3) Господствующая ныне на Западе неолиберальная доктрина требует минимизации роли государства в экономических процессах. ОЭСР, ВТО, МВФ рекомендуют снижать долю государственной собственности и проводить приватизацию, а соглашение о ЕЭП прямо обязывает проводить либерализацию экономики.

4) В Лиссабоне Европейский совет принял критерии конвергенции, которые означают, что дефицит госбюджета должен быть не более 3%, а государственный долг не более 60% ВВП. Поэтому многие правительства стали продавать государственную собственность, чтобы достичь соответствия этим критериям.

5) Старение населения и рост безработицы вызывают увеличение социальных расходов, что ведет к усилению давления на госбюджет.

Таким образом, можно суммировать, что причиной приватизации на Севере Европы являются не столько внутренние факторы, сколько внешние, связанные с развитием глобализации и интеграции.

Наряду с этим выдвигаются серьезные доводы против приватизации:

1) Отмечаемая сторонниками приватизации неэффективность государственной собственности во многом носит ложный характер, так как государственные предприятия часто не имеют возможности свободно повышать цены на свою продукцию так, как это делают частные предприятия, поскольку они должны оказывать социальную поддержку своим клиентам — гражданам социального государства.

2) Частные предприятия, создаваемые на основе приватизации, меньше зависят от экономической политики государства, но зато они впадают в зависимость от финансовых рынков.

3) Приватизация ведет к сокращению занятости и росту цен на продукцию бывших государственных предприятий.

4) Приватизация часто ведет к передаче соответствующих предприятий в руки частных монополий, что ведет к снижению, а не повышению конкуренции.

5) Когда сужается госсектор, а частный сектор, как правило, не в состоянии поглотить всю высвобождаемую им рабочую силу, то это ведет к увеличению численности безработных, нуждающихся в социальной поддержке.

В отличие от других североевропейских государств, в Дании государственная собственность не получила широкого развития, так как в этой стране рано сложилась открытая внешнему миру экономическая система, основанная на высокой экспортной специализации. В датской экономике всегда преобладали малые и средние предприятия, которые не имело смысла передавать в государственные руки. В государственной собственности находились только несколько портов и железные дороги. Увеличение государственной собственности было обусловлено переходом к социальному государству в 1960—1970-е гг., а также началом добычи нефти и газа на континентальном шельфе. Однако со временем из-за увеличения давления на государственный бюджет социальных расходов было признано необходимым провести реформы, частью которых явилась приватизация. Приватизацию начало социал-демократическое правительство, на первом этапе она происходила путем реорганизации государственных предприятий в акционерные компании. Так, например, Национальная почтовая служба была преобразована в «Пост Денмарк АС». Приватизация сопровождается сопротивлением профсоюзов, так как она, как правило, ведет к сокращению занятости. В 1993 г. был приватизирован государственный «Жиробанк», который слился с «Бикубанк» и преобразован в «БГ Банк». В 2001 г. приватизации подверглась компания, которая является частью датской железнодорожной группы компаний — «ДСБ Гуде», а в 2005 г. — датская почта «Пост». Намечены к приватизации следующие объекты: компания телевизионного вещания «ТВ2», паромный перевозчик «Скандлайнс», нефтедобывающая компания «Донг», возможно будет продан датский пакет интерскандинавской компании авиаперевозок САС.

Затем в частные руки в 1994—2000 гг. был передан несколькими порциями аэропорт Копенгагена, в государственном владении остается пакет в 39,2% акций. Самой крупной приватизационной сделкой Дании явилась продажа 48% акций «Теледенмарк», которая ранее была монополистом на рынке коммуникаций в стране, в настоящее время компания уже полностью приватизирована. В 2001 г. полностью была приватизировано подразделение «Дэниш Рейлуэйз Труп» — «ДСБ Гуде» — крупнейшая в Дании транспортная компания.

Ю. Дерябин

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 октября 2018 г.
17:59Усманов хочет помочь своему другу - владельцу "Эвертона"
17:32Воробьев: Подмосковью "нужны новые рабочие места на новых заводах", а "лишнее жилье не нужно"
16:29Грузия обновила собственный тридцатилетний рекорд урожая винограда
14:51Требования к уровню криптозащиты ограничивают возможность предоставления банковских услуг гражданам на основе биометрии
13:59Илон Маск заплатит штраф и выйдет из совета директоров Tesla
13:02Россия подписала контракт с организаторами Формулы 1 до 2025 года
12:14В Госдуму внесен законопроект о перераспределении акцизов между регионами и центром
11:35Меры господдержки российского автопрома будут разработаны к концу октября
10:49Глава МИД Китая: международная торговля не должна быть игрой в одни ворота
09:58На дивиденды за 2018 год Сбербанк направит 50% чистой прибыли
09:02ЦБ РФ установил курс евро с 29 сентября в размере 76,2294 руб.
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 29 сентября в размере 65,5906 руб.
29 октября 2018 г.
18:02Объем средств, направляемых в Фонд развития в 2019 году, повышен до 436,9 млрд руб.
17:14Министр транспорта РФ выдвинут в совет директоров "Аэрофлота"
16:35Минсельхоз готов до 2024 года потратить 20 млн руб. на экспорт сельхозпродукции в Китай