Инновации: датский стиль.
Дания перешла к инновационной модели развития позднее, чем Швеция и Финляндия. С одной стороны, Дания — это страна мелких компаний и предприятий, которые, как правило, отличаются более высокой способностью к инновациям, но в структуре ее экономики больший удельный вес имеют отрасли с невысокой долей стоимости, добавленной обработкой, такие как: пищевая, мебельная и швейная отрасли промышленности. В экономике Дании еще в 1950-е и 1960-е гг. преобладало сельское хозяйство и АПК. Однако на стадии постиндустриального общества и инновационного развития все страны региона более или менее сравнялись и стали строить свою инновационную политику на основе концепции национальной инновационной системы, что позволяет ускорить процессы нововведений.
Национальная система Дании, как и других североевропейских стран, носит специализированный характер, она нацелена, прежде всего, на развитие информационных технологий, телевизионной связи, фармацевтики, медицинской техники, биотехнологии, а в последнее время также и на использование возобновляемых источников энергии, прежде всего энергии ветра. Согласно исследованиям ЕС по некоторым показателям, характеризующим НИС, Дания входит в число лидеров ЕС, а именно по показателям, характеризующим степень развития человеческих ресурсов, по получению новых знаний, инновационной кооперации и венчурного капитала. Однако Дания слегка отстает от Швеции и Финляндии в отношении финансирования НИОКР, в создании новых фирм, в развитии системы образования, кооперации между университетами и предприятиями.
Поэтому в апреле 2005 г. либерально-консервативное правительство Дании разработало многолетнюю программу превращения страны в лидера в развитии предпринимательства и формирования общества знания, которая рассчитана на период до 2010 г. и предусматривает размещение 1,33 млрд евро в усиление системы образования, НИОКР, инноваций и бизнеса. Согласно этой программе предполагается приблизить финансирование НИОКР к уровню Швеции и Финляндии, а к 2010 г. достигнуть уровня 3% ВВП. Планируется также увеличить долю молодежи с полным средним и высшим образованием, с тем чтобы повысить конкурентоспособность экономики страны.
В соответствии с поставленными целями в Дании был осуществлен пересмотр научно-технической и инновационной политики, а институциональная система, обеспечивающая достижение выбранных целей, была существенно преобразована. И теперь она соответствует обозначенным довольно амбициозным целям. А именно, было образовано Датское министерство по науке, технологии и инновации (2001), Датский совет по глобализации (2005), Датский научно-политический совет (2004). Начиная с 2002 г. была проведена реформа всей системы научных исследований и инноваций в соответствии с вновь принятым фолькетингом Законом о технологиях и инновациях. В 2001 г. проведение инновационной политики было передано из Министерства экономики и предпринимательства в новое Министерство по науке, технологиям и инновациям, созданное вместо ранее действующего Министерства по технологиям и научным исследованиям. В ведение этого министерства было также передано управление университетским сектором. Был также создан новый орган — Совет по инновациям (2002) в качестве консультативного органа при новом министерстве. Новые структуры призваны обеспечить лучшую координацию между различными звеньями национальной инновационной системы и повысить ее эффективность и целостность. Вопросы проведения технологической и инновационной политики датское правительство считает приоритетными, начиная с 2005 г., когда состоялись очередные выборы, проводится курс на превращение страны в лидера в развитии экономики, бизнеса и общества знания.