Северная Европа. Причины и направления реформирования социальной сферы.

С 1970-х гг., когда произошел энергетический кризис, в социально-экономическом развитии Скандинавских стран (за исключением Норвегии) стали накапливаться негативные тенденции: замедлился экономический рост, ухудшилось состояние государственных финансов, стала увеличиваться неравномерность в доходах, а в 1990-е гг. под угрозой оказалась финансовая устойчивость. Доля государственного бюджета и социальных расходов в валовом внутреннем продукте страны приблизилась к максимально возможным показателям.

Одновременно увеличивалась доля населения, основным источником доходов которых стали государственные пособия и пенсии. В Швеции, например, она возросла до 2/5 в 1995 г. (против 1/5 в 1960 г.), а вместе с государственными служащими достигла 2/3 населения (против менее 1/3 в 1960 г.). Соответственно доля занятых в рыночном секторе экономики сократилась до 1/3 (против более чем 2/3 в 1960 г.). Число занятых в государственном секторе экономике Швеции вместе с живущими на социальные пособия превысила в середине 1990-х гг. число занятых в рыночном секторе. Аналогичные тенденции имели место в Дании. Такая ситуация, естественно, усиливала финансовое давление на государственный бюджет. Все это вело к замедлению темпов экономического роста, снижению международной конкурентоспособности и усилению вывоза капитала из страны, так как предприниматели стремились избежать чрезмерно высоких расходов на наем отечественной рабочей силы. Стало ясно, что необходима корректировка курса. Был достигнут политический консенсус относительно того, что масштабы государственного вмешательства достигли своего «потолка» и наступило время, когда модель нуждалась в трансформации.

В Швеции необходимость реформирования стала особенно острой на рубеже
1980-х и 1990-х гг., чему способствовало:

а) Усиление «бегства» шведского капитала за границу из-за высокой стоимости национальной рабочей силы. В тот период объем капитала, вывезенного за границы Швеции, заметно превысил объем иностранных инвестиций внутри Швеции.

б) Предстоящее присоединение Шведского королевства к Европейскому союзу требовало согласования общеэкономической стратегии страны с теми принципами, которые применяются в рамках ЕС.

в) Стали нарастать некоторые отрицательные явления, такие как усиление дефицита государственного бюджета, замедление темпов экономического развития, рост безработицы, увеличение социальных выплат со стороны государства, снижение стимулов к повышению образования и трудовой квалификации из-за низкой дифференциации оплаты труда, снижение конкурентоспособности некоторых компаний из-за политики солидарной зарплаты. В результате Швеция переместилась с 4-го места в мире по размерам ВВП на душу населения в 1970 г. на 16-е место в 1995 г. среди стран — участниц ОЭСР. Идеологической подоплекой реформы послужило усиление влияния неолиберальной идеологии в условиях глобализации, присоединения к ЕС, валютно-финансовых затруднений в тех странах, которые развивались по социально ориентированной модели. Аналогичные тенденции, хотя и в менее острых формах, проявлялись и в других североевропейских странах (кроме Норвегии), что привело к падению популярности и влияния партий социал-демократического толка и ликвидировало их преимущественное положение внутри своих стран. В Дании и Норвегии нормой стал приход к власти коалиционных правительств парламентского меньшинства.

Трансформация североевропейской модели осуществляется по следующим основным направлениям: проведение налоговой реформы; уменьшение дефицита госбюджета; некоторое сокращение финансирования социальных программ, введение адресной социальной поддержки вместо универсальной; интенсификация использования человеческих ресурсов, увеличение расходов на образование, повышение квалификации и переподготовку рабочей силы; проведение широкомасштабной приватизации государственных предприятий. Все это сопровождается усилением инновационной и экологической составляющей экономического развития, что подтверждает, что эти страны не собираются сворачивать с пути социальной ориентации.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

30 декабря 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 30 ноября снижается
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 30 ноября снизилась на 0,25% и составила 28239,978 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 66,755 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,8784 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,5996 руб.
18:59Индекс МосБиржи снизился на 0,3%, индекс РТС упал на 1,3%
18:52Совет директоров ЦБР утвердил указание об изменении тарифов в ОСАГО
18:45Чистый убыток банка "Возрождение" по МСФО составил в октябре 6,1 млрд руб.
18:37В январе-октябре объем выдачи рублевых ипотечных кредитов вырос в 1,6 раза, октябрьская ставка осталась на минимуме 9,41% - ЦБ РФ
18:30За 10 месяцев чистая прибыль ВТБ по МСФО выросла в 1,7 раза
18:23Австралийские компании увеличили объем запланированных инвестиций на 2018-2019 фингод
18:16В 3-м квартале рост ВВП Литвы составил 2,4%, Латвии - 4,7%, Эстонии - 4,2%
18:02Путин: БРИКС может обоснованно играть более весомую роль в мировой финсистеме
17:58Все члены ВТО должны противостоять односторонним и протекционистским мерам - заявление лидеров стран БРИКС
17:53Сбербанк 28-29 ноября зафиксировал 6 DDoS-атак разной мощности