Северная Европа. Причины и направления реформирования социальной сферы.

С 1970-х гг., когда произошел энергетический кризис, в социально-экономическом развитии Скандинавских стран (за исключением Норвегии) стали накапливаться негативные тенденции: замедлился экономический рост, ухудшилось состояние государственных финансов, стала увеличиваться неравномерность в доходах, а в 1990-е гг. под угрозой оказалась финансовая устойчивость. Доля государственного бюджета и социальных расходов в валовом внутреннем продукте страны приблизилась к максимально возможным показателям.

Одновременно увеличивалась доля населения, основным источником доходов которых стали государственные пособия и пенсии. В Швеции, например, она возросла до 2/5 в 1995 г. (против 1/5 в 1960 г.), а вместе с государственными служащими достигла 2/3 населения (против менее 1/3 в 1960 г.). Соответственно доля занятых в рыночном секторе экономики сократилась до 1/3 (против более чем 2/3 в 1960 г.). Число занятых в государственном секторе экономике Швеции вместе с живущими на социальные пособия превысила в середине 1990-х гг. число занятых в рыночном секторе. Аналогичные тенденции имели место в Дании. Такая ситуация, естественно, усиливала финансовое давление на государственный бюджет. Все это вело к замедлению темпов экономического роста, снижению международной конкурентоспособности и усилению вывоза капитала из страны, так как предприниматели стремились избежать чрезмерно высоких расходов на наем отечественной рабочей силы. Стало ясно, что необходима корректировка курса. Был достигнут политический консенсус относительно того, что масштабы государственного вмешательства достигли своего «потолка» и наступило время, когда модель нуждалась в трансформации.

В Швеции необходимость реформирования стала особенно острой на рубеже
1980-х и 1990-х гг., чему способствовало:

а) Усиление «бегства» шведского капитала за границу из-за высокой стоимости национальной рабочей силы. В тот период объем капитала, вывезенного за границы Швеции, заметно превысил объем иностранных инвестиций внутри Швеции.

б) Предстоящее присоединение Шведского королевства к Европейскому союзу требовало согласования общеэкономической стратегии страны с теми принципами, которые применяются в рамках ЕС.

в) Стали нарастать некоторые отрицательные явления, такие как усиление дефицита государственного бюджета, замедление темпов экономического развития, рост безработицы, увеличение социальных выплат со стороны государства, снижение стимулов к повышению образования и трудовой квалификации из-за низкой дифференциации оплаты труда, снижение конкурентоспособности некоторых компаний из-за политики солидарной зарплаты. В результате Швеция переместилась с 4-го места в мире по размерам ВВП на душу населения в 1970 г. на 16-е место в 1995 г. среди стран — участниц ОЭСР. Идеологической подоплекой реформы послужило усиление влияния неолиберальной идеологии в условиях глобализации, присоединения к ЕС, валютно-финансовых затруднений в тех странах, которые развивались по социально ориентированной модели. Аналогичные тенденции, хотя и в менее острых формах, проявлялись и в других североевропейских странах (кроме Норвегии), что привело к падению популярности и влияния партий социал-демократического толка и ликвидировало их преимущественное положение внутри своих стран. В Дании и Норвегии нормой стал приход к власти коалиционных правительств парламентского меньшинства.

Трансформация североевропейской модели осуществляется по следующим основным направлениям: проведение налоговой реформы; уменьшение дефицита госбюджета; некоторое сокращение финансирования социальных программ, введение адресной социальной поддержки вместо универсальной; интенсификация использования человеческих ресурсов, увеличение расходов на образование, повышение квалификации и переподготовку рабочей силы; проведение широкомасштабной приватизации государственных предприятий. Все это сопровождается усилением инновационной и экологической составляющей экономического развития, что подтверждает, что эти страны не собираются сворачивать с пути социальной ориентации.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

21 января 2018 г.
16:35"Сумма" хочет привлечь китайскую CEFC к созданию газохимического комплекса ЯТЭК
15:35Молдавия привлечет два кредита на $20 млн от структур Всемирного банка на модернизацию системы госуслуг
14:29В 2018 году Венесуэла увеличит добычу нефти
13:29Суд Махачкалы на 10 суток заключил мэра города М.Мусаева под арест
12:34Новый тип соглашения ОПЕК+ может быть внедрен вместо продления сделки о сокращении нефтедобычи после 2018 года
11:56ЦБ РФ установил курс доллара США на сегодня в размере 56,5892 руб.
11:55ЦБ РФ установил курс евро на сегодня в размере 69,3953 руб.
20 января 2018 г.
17:52Совет директоров "Иркута" 26 января утвердит организационную структуру предприятия
17:40Экс-зампрезидента ВТБ 24 В.Воробьев будет курировать в "Росгосстрахе" розничный бизнес
17:12Золотодобывающий "Полюс" считает комфортным для себя левередж на уровне 1,5x
16:19Столичные власти не планируют застраивать территорию НПЦ имени Хруничева жильем
16:12S&P 500 вырос на 26,3% за год президентства Трампа
15:21Избирательный штаб В.Путина передал в ЦИК второй список доверенных лиц
15:15Президент Турции объявил о старте "антитеррористической операции" в сирийском Африне
11:04Fitch подтвердило рейтинг "В-" холдинговой компании "Ренессанс Капитала", прогноз - "стабильный"