Северная Европа. Причины и направления реформирования социальной сферы.

Для разработки практических шагов по реформированию экономики и разработки среднесрочной программы действий шведское правительство создало государственную комиссию из независимых экспертов во главе со шведским ученым, профессором Стокгольмского университета Ассаром Линдбеком. Комиссия, проанализировав состояние экономики Швеции, пришла к выводу, что кризис является следствием комплекса причин, и она выработала рекомендации по выходу из сложившейся ситуации, обеспечению экономической стабильности, роста производства и его эффективности, большая часть которых была реализована на практике коалиционным правительством.

Это была программа реформирования шведской экономической модели на основе применения монетаристких, либерально ориентированных методов, и ее реализация привела к сокращению государственных расходов, жизненный уровень сократился, правда, незначительно (около 10%). Но на следующих выборах население проголосовало за возврат к власти социал-демократического правительства. На смену правительству Ингвара Карлссона пришло социал-демократическое правительство Йорана Перссона, которое, однако, продолжило курс либеральной реформы, так как этого требовало присоединение Швеции к ЕС. В настоящее время Швеция восстанавливает свои рейтинги по основным показателям, характеризующим качественное развитие экономики, а по рейтингу в сфере инноваций является мировым чемпионом, что позволяет положительно оценивать перспективы развития шведской экономики. После прихода осенью 2006 г. нового коалиционного правительства в Швеции ее социально-экономическая реформа продолжается.

Реформирование социальной сферы осуществляется во всех североевропейских государствах в два этапа: первый — в 1970-е гг., а второй — в 1990-е гг. Последнее десятилетие XX в. характеризуется распространением неолиберальной доктрины, воплощаемой на практике в неолиберальной политике. Поскольку, как признали П. Химанен и М. Кастелс, само становление социального государства произошло под давлением «угрозы социализации», то устранение социализма в Европе с исторической арены имело своим следствием ослабление позиций социального государства и в теоретической, и в практической сфере.

Критика в 1970-х гг. принципов и практики государства всеобщего благоденствия в 1990-е гг. вылилась в более кардинальное реформирование (по сравнению с первой попыткой) социального государства, включая приватизацию, дерегулирование, жесткую финансовую дисциплину, свертывание социальных услуг, оказываемых государством путем частичной их передачи на конкурсной основе частным предприятиям и т.д.

Не в пользу социального государства действует ряд серьезных факторов:

  • Для всех стран ЕС характерно возрастание удельного веса пожилых возрастов и увеличение безработицы, что делает поддержание социального государства все более дорогостоящим. Так называемое старение населения, представляет собой отдаленное «эхо» женской эмансипации и представляет собой своеобразную демографическую расплату за политику социально-экономического равенства полов, которая имеет своим неизбежным следствием катастрофическое падение рождаемости.
  • Глобализация ведет к усилению влияния ТНК и иностранного капитала на развитие национальной экономики, в том числе и в североевропейских странах, длительное время слабо участвующих в процессах международного перелива капиталов. Происходящее ныне взаимное переплетение капиталов и воспроизводственных процессов ведут к унификации социально-экономических условий и моделей. Игнорирование возможностей, вызываемых глобализацией, грозит утечкой капитала в страны с дешевой рабочей силой и низкими социальными стандартами, что повлечет за собой сокращение темпов экономического роста и возрастание безработицы.
  • Критерии евро, накладывающие жесткие ограничения на государственные финансы, устанавливают потолок дефицита государственного бюджета на уровне 3% ВВП.
  • Лиссабонская стратегия, согласованная странами — членами ЕС, требует повышения международной конкурентоспособности европейской промышленности, чтобы выдерживать конкуренцию со странами с дешевой рабочей силой. Расширение ЕС на Восток дает возможность понизить планку социальных завоеваний рабочего класса в Западной Европе в связи с возможностью социального демпинга со стороны стран — новичков в ЕС.
  • Утверждение в соответствии с указаниями органов ЕС практики проведения открытых торгов или принудительных тендеров на оказание общественных услуг, например, транспортных, что открывает этот сектор экономики для частного капитала.
  • Сокращение государственного сектора экономики в результате приватизации и так называемой корпорационализации (то есть происходит преобразование государственных служб и ведомств, оказывающих социальные услуги или выполняющих важные социальные функции в акционерные общества, что чаще всего, служит подготовкой к последующей приватизации).
  • Разработка и принятие в ВТО Генерального соглашения по торговле услугами требует выравнивания условий конкуренции на рынке услуг, в том числе услуг социального характера и т.д.

    Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

20 апреля 2018 г.
19:45Рынок акций Московской биржи по состоянию на 18:45 мск 20 апреля движется разнонаправленно
19:25Капитализация российского рынка акций Московской биржи в секторе Основной рынок на 20 апреля снизилась на 0,19% и составила 25355,223 млрд руб.
19:15Средний курс доллара США со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 61,417 руб.
19:15Средний курс юаня со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов составил 9,7759 руб.
19:15Средний курс евро со сроком расчетов "завтра" по итогам торгов на 19:00 мск составил 75,6066 руб.
19:04Более половины жалоб потребителей финуслуг по-прежнему поступает на банки - ЦБ
18:59Индекс МосБиржи незначительно подрос, индекс РТС снизился почти на 0,7%
18:56Италия может вернуться на рынок долларовых госбондов уже в 2018г
18:52Отказывающиеся работать в Крыму из-за санкций банки РФ могут подпасть под уголовную ответственность в случае ее введения
18:45Разрабатываемый законопроект дает возможность реагировать на любые антироссийские санкции
18:43ВЭБ разместил выпуск краткосрочных облигаций ПБО-001Р-К030 на 3,5 млрд рублей
18:32Среди зампредов ЦБ РФ больше всех в 2017 г. заработал Швецов - 88,6 млн рублей
18:21Цены на нефть снижаются после заявлений Трампа
18:18Связь-банк выкупил по оферте 0,5% облигаций 4-й серии на 25,8 млн рублей
18:15Совет директоров "СИБУР Холдинга" рассмотрит возможность размещения трех выпусков биржевых облигаций

Срочная замена испорченного стеклопакета, осуществляется в день обращения.. Мы возьмем на себя все необходимые работы по замене: оперативный замер, бережную доставку и качественную установку. Весьма продолжительный опыт позволяет нам с легкостью выполнять замену стёкол в стеклопакетах, изготовленных из любых профилей: пластиковых, деревянных или алюминиевых. Мы также заменим стекла в деревянных окнах советского образца.