«Северное измерение» — инструмент стратегии ЕС по отношению к России.

Из всех предложений, направленных на развитие регионального сотрудничества на Севере Европы, финское предложение по «Северному измерению» оказалось самым широким в географическом и содержательном планах. Географическое расширение ЕС происходит таким образом, что на его внешних границах возникает зона притяжения к ЕС. Такие зоны образовались по всему периметру ЕЭС/ЕС, а в новой ситуации, сложившейся на Севере Европы в 1990-е гг., стало возможными реализовать такую инициативу и в этой части европейского континента.

Действительно, расширение сотрудничества между Россией и ЕС на Севере Европы в рамках «Северного измерения», хотя и несет для Российской Федерации и ЕС асимметричные результаты, но в случае его развернутой реализации обеспечивает решение для участвующих стран насущных для их социально-экономического и политического развития проблем:

  • расширение ресурсной базы для ЕС;
  • содействие экономическому развитию на Севере Европы, особенно в тех ее регионах (в Норвегии, Швеции и Финляндии), где уровень безработицы наиболее высок;
  • усиление экономического потенциала Европы и ее роли в мировой экономике;
  • повышение энергетической безопасности ЕС;
  • улучшение экологической ситуации в России и Западной Европе на основе улучшения структуры энергобаланса за счет увеличения поставок природного газа из России;
  • улучшение условий жизни коренных народов Севера Европы, новые возможности для сохранения традиционного уклада их жизни.

С самого начала два процесса — «Северное измерение» и отношения между Россией и ЕС — разворачиваются хотя и параллельно, но взаимосвязано, причем со временем прямая зависимость между ними стала даже более очевидной. Эти два направления политики различаются лишь своими географическими масштабами. Реализация идей, заложенных в основу организации энергетического диалога, о котором было объявлено в совместном заявлении В. В. Путина и Романо Проди от 17 мая 2001 г., невозможна без развития и реализации «Северного измерения» в его широком толковании. Эта зависимость со временем стала более явной, особенно в период после 1999 г., когда последовательно появились идеи «позитивной взаимозависимости», энергетического диалога и единого экономического пространства ЕС и Российской Федерацией.

В настоящее время перспективы «Северного измерения» улучшаются, так как тенденция к росту цен на углеводороды на мировом рынке открывает возможности доя широкого освоения месторождений на шельфе Баренцева моря.

От этапа к этапу, от ступени к ступени замысел «Северного измерения» уточнялся и конкретизировался. На сессии Совета ЕС в Гётеборге в июне 2001 г., когда были избраны в качестве приоритетов -— «Северного измерения» три конкретных направления: экологическая защита, борьба с организованной преступностью и проблема Калининградского анклава, на том этапе фактически возобладал балтийский подход. Ведь именно эти три направления выделились как определяющие в рамках системы сотрудничества в рамках СГБМ. Выбор приоритетов определил использование финансовых средств.

С самого начала было решено, что никаких дополнительных средств из бюджета ЕС на политику «Северного измерения» выделено не будет, то есть речь может идти только о перераспределении ассигнований, выделяемых по другим каналам, и первоначально не предусматривалось создания никаких специальных программ или финансовых институтов.

Финская консалтинговая фирма «ЛарКон и Пааккари» еще в марте 1998 г. оценила потребности российского северо-запада в финансировании, необходимые для его эффективного участия в реализации «Северного измерения». Согласно их оценкам, инвестиционные потребности северо-запада Российской Федарации — около 82 млрд евро в период 2000—2020 гг. В том числе: 37 млрд евро (45%) необходимо инвестировать в нефтяной и газовый сектор, а 45 млрд евро (55%) — в другие сектора. (Среди них — электроэнергетика, горнорудная промышленность, транспорт, лесное хозяйство, охрана окружающей среды и радиационная безопасность.) В таком объеме средства, необходимые для полноценного участия северо-западных регионов России в реализации «Северного измерения» в первые годы проведения политики «Северного измерения» изыскать не удалось.

Н. Антюшина

Стр.:  1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14
Печать Отправить ссылку

Forex: валютные пары

НОВОСТИ

17 февраля 2019 г.
17:59"Рособоронэкспорт": программа модернизации Су-30МКИ ВВС Индии разработана исключительно на российской элементной базе
17:45Орешкин: действия США привели к фактическому прекращению функционирования ВТО
16:59Орешкин: в долгосрочной перспективе рубль будет плавно укрепляться
16:18Стоит ли рассчитывать на рост ставок по депозитам
15:31У потребителей растет интерес к машинам с электроприводом
14:39Медведев с оптимизмом смотрит на перспективы воплощения в жизнь нацпроектов
14:03Разница между доходами жителей городов и села должна сокращаться - премьер РФ
13:31У государства нет планов изымать сверхдоходы у бизнеса - Медведев
12:52Рост стоимости вторичного жилья в России замедлился
11:39Объемы экспорта немецких автомобилей в США могут существенно сократиться
10:28Грузия и Северная Македония установили дипотношения
09:47Лавров: у России нет искусственных сроков для заключения мирного договора с Японией
09:01ЦБ РФ установил курс доллара США с 16 февраля в размере 66,7044 руб., евро - 75,2492 руб.
16 февраля 2019 г.
17:39Денежные переводы физлиц из РФ в Грузию составляют 23,9% всех перечислений из-за рубежа - Нацбанк республики
16:48Басманный суд Москвы арестовал Майкла Калви