Северная Европа и интеграция: превратности отношений с ЕС.
С 1973 г. Дания стала участником «валютной змеи» и поддерживала валютный курс по отношению к немецкой марке. Минус участия в валютном сотрудничестве в ЕЭС/ЕС для Дании заключался в том, что она была вынуждена следовать стабилизационной политике стран-партнеров, в первую очередь ФРГ. Дания вошла в соглашение ЭВС-П. С 1 января 1999 г. введен механизм связи между обменными курсами, который включает валютные курсы стран ЕС как участвующих, так и не участвующих в евро. Центральный курс датской кроны к евро определен на уровне 7,46038 датских крон за евро, а диапазон допустимых колебаний обменного курса составляет ±2,25%. Валютные интервенции Центральный банк Дании проводит совместно с Европейским центральным банком (ЕЦБ), что повышает их эффективность. Дания добровольно согласилась на поддержание такой системы управления валютным курсом датской кроны, и это означает, что страна ориентируется на денежно-кредитную политику ЕЦБ. Дании не нужно было предпринимать специальных усилий, чтобы достичь соответствия Маастрихтским критериям. По формальным признакам она была готова к вступлению в ЭВС. Однако, поскольку Дания — маленькая страна, то, даже будучи вне еврозоны, она должна действовать таким образом, как будто она уже внутри нее, так как у нее нет свободы маневра для проведения валютной политики.
До 1993 г. Дания получала из единого бюджета больше средств, чем отчисляла в него, несмотря на то, что она является одной из самых богатых стран Союза. В 1993 г. позиция Дании изменилась: из нетто-получателя она превратилась в нетто-плательщика. Изменение положения страны связано с реформой аграрной политики ЕС, которая проводится, начиная с 1980-х гг., в результате чего предоставление субсидий аграрным производителям становится все более избирательным, а сами субсидии все больше переводятся с гарантирования цен и сбыта на структурные изменения.
Поскольку экономика Дании отличается высокой информатизацией и компьютеризацией, то она получает выигрыш от перехода ЕС к информационному обществу. В 1997 г. в рамках ИНТЕРРЕГ-П был начат проект «IT-Bridge», имеющий целью связать жителей Мальме и Копенгагена через пролив Эресунн. Половина стоимости этого проекта, в котором приняли участие семь шведских и девять датских муниципалитетов, было профинансировано через ЕС. Другой инновационный проект, реализуемый в Дании — это проект NOVI в Ольборге (Северная Ютландия) по созданию научного парка, обеспечивающего переход региона от тяжелой промышленности к наукоемкому производству. Этот проект на 40% финансируется за счет ЕФРР ЕС, а остальные 60% — за счет Министерства исследований Дании и кредитных средств.
Взаимоотношения Дании с ЕС круто изменяет переход ЕС к реформе единой аграрной политики. В результате доля Дании в сельскохозяйственном производстве ЕС стала сокращаться, одновременно уменьшается доля продуктов питания в общем экспорте страны. Участие Дании в ЕС содействовало росту концентрации аграрного производства. Число аграрных хозяйств в Дании сократилось с 200 тыс. в 1960 г. до 48 тыс. в 2005 г., а их средний размер увеличивается. Сельское хозяйство продолжает играть важную роль для датской экономики, так как помимо тех 3% населения, которые заняты в сельском хозяйстве, еще 7—9% занято промышленной переработкой аграрной продукции.
Датская экономика познала горечь положения в результате действия «ножниц цен» — стране приходится все время наращивать физический объем экспорта продовольствия для того, чтобы поддержать свои доходы от экспорта: физический объем сельскохозяйственного производства в Дании вырос на 45% по сравнению с 1970 г., хотя объем продаж и добавленная стоимость снижаются.