Кризис информационной революции.

Мировой рынок офшорного ИТ-аутсорсинга в 2003 г. вырос на 80%. Контракты стали более крупными, а 29 из них превысили 1 млрд. долл. Существенно, что перенос рабочих мест в сфере услуг не ограничивается лишь самими ИТ-технологиями, а охватывает и их применение практически во всех сферах услуг (обработка финансовой документации и баз данных, архитектурные проекты, анализ медицинской информации, телефонные центры банков и страховых компаний и т.д.).
Высокоскоростные коммуникации за счет стекловолоконных кабелей позволяют осуществлять аутсорсинг практически во всех сферах услуг. К офшорному ИТ-аутсорсингу все чаще прибегают государственные организации: в 2003 г. более половины заказов пришлось на министерства юстиции и обороны США. Если США и Великобритания осуществляют ИТ-аутсорсинг в Индии, то страны Западной Европы - в основном в Восточной Европе, близкой им исторически.
Последние десять лет США лидировали в области ИТ в основном благодаря производству ПО примерно на 200 млрд. долл. в год. Традиционно в этой сфере использовалось более 50% иностранной рабочей силы, но рабочие места создавались в США (особенно в кластере Силиконовой долины), а все инновации регулировались американскими компаниями, такими как Microsoft и IBM. Конкуренция с ИТ-аутсорсингом ведет не только к уменьшению числа рабочих мест (за 2003 г. на 12%), но и к снижению заработной платы программистов (в США на 15% за 2003 г.). По данным аналитиков компании Forrester, до 2010 г, по линии Запад-Восток перекочуют 2-3 млн. рабочих мест.
В связи с ухудшением ситуации в ИТ-секторе на 30% сократилось в США число желающих получить специальности, связанные с этим сектором. В то же время, например в Индии, число выпускаемых программистов растет на 10-15% в год. Хотя инновационная деятельность мало соответствует восточному менталитету (яркий пример - Япония), но тем не менее количество должно перейти в качество и при достаточном накоплении социального и символического капитала центр ИТ может сместиться на Восток. Такой потенциальный резервуар, как Китай, только подключается к этому процессу.
Ряд ведущих экономистов Запада, в частности главный экономический советник президента США Г. Мэнкью и глава ФРС А. Гринспен, считают офшорный ИТ-аутсорсинг естественным, полезным для экономики Запада следствием глобализации, выталкивающей на дешевую периферию ИТ, потерявшие революционное значение.
Россия минимально представлена на рынке офшорного ИТ-аутсорсинга. Ее доля на этом рынке, по разным оценкам, составляла в 2003 г. 350-600 млн. долл. и 10-15 тыс. занятых. Работа велась в основном через российско-американские совместные предприятия. Из властных структур часто раздаются голоса, которые под флагом "высоких технологий" призывают расширять такую деятельность, то есть производить "пуговицы или рукава для костюмов чужого кроя", повторяя индийскую модель. Предлагается вовлечь в эту сферу к 2010 г. свыше 100 тыс. человек. Такая деятельность на сложившемся глобальном рынке ничего, кроме вреда, российской экономике не принесет. Если уже делать ставку на офшорное программирование, то это должны быть собственные алгоритмические проекты, направленные на определенные технологические задачи в реальной промышленности, как, например, в израильской и скандинавской моделях. В России целесообразно и перспективно развивать внутренний рынок аутсорсинга по обеспечению бизнеса с использованием Интернета.
Кризис революций, их конец, обычно связан с пожиранием своих детей или отцов". Информационная революция пока "пожрала" деньги незадачливых инвесторов. Сама идея информационного общества не изменила парадигмы индустриального общества, его экономического образа мышления - "Производить как можно больше с минимальными издержками, а остальное приложится". Остальное - социально-экономическая структура общества - соответствует парадигме "на опережение", принятой в период Великой депрессии 30-х годов XX в. на основе кейнсианства: возврат к модели перераспределения богатства государством, формирование среднего класса и перекрестных прав собственности". Экономика услуг информационного общества представляется не более чем отражением глобального разделения труда. И в этом отношении многие идеи Д. Белла кажутся еще более утопичными, нежели идеи К. Маркса.