ОЭСР. Либерализация иностранных инвестиций.
Как свидетельствует практика, почти все страны ОЭСР достаточно активно используют предоставленные им возможности для изъятий из общего порядка либерализации. По числу сделанных оговорок можно довольно четко судить о том, насколько либерализован инвестиционный режим той или иной страны. В ОЭСР этот показатель варьирует в широком диапазоне, но все же можно выделить некоторые общие моменты.
Прежде всего налицо обратная зависимость от достигнутого уровня социально-экономического развития страны: более развитые государства обычно проводят более либеральную внешнеэкономическую политику в целом и в том числе в области регулирования трансграничных потоков капитала. Менее развитые страны ОЭСР (прежде всего Греция, Португалия и Турция) активно пользуются своим правом на сохранение отдельных ограничений.
Количество оговорок обычно находится в обратной зависимости от масштабов экономики страны и, соответственно, от степени ее "самодостаточности". Так, Люксембург, имея самую малую из экономик, целиком зависящую в своем развитии от экзогенных (внешнеэкономических) факторов, и сделавший ставку на привлечение к себе региональных штаб-квартир ТНК, вообще не прибег ни к одной оговорке. Минимальное их число характерно для Нидерландов и Дании.
С точки зрения интересов России важно обратить внимание на то обстоятельство, что изъятия весьма характерны для крупных стран с диверсифицированной экономикой, развитие которой опирается на эндогенные факторы. В процессе хозяйственной либерализации государства "большой семерки" прибегали к довольно большому числу оговорок, причем как в отраслевом, так и в функциональном разрезе. Так, в США из-под действия общего порядка выведены прямые инвестиции в атомную энергетику, электронные СМИ, воздушный транспорт и внутреннее судоходство, гидроэнергетику. Целый ряд ограничений действует и в отношении допуска иностранных финансовых инструментов на американский рынок. Достаточно длинный перечень аналогичных рестрикций имеется у Японии и Германии.
Кодекс дает странам ОЭСР также право временно приостанавливать либерализацию и вводить некоторые ограничения на движение капитала в случае неблагоприятных изменений макроэкономической ситуации, в частности при резком ухудшении платежного баланса и исчерпании валютных резервов (ст. 7). Единственное требование: о принятии подобного решения страна должна немедленно известить Организацию и объяснить причины этого шага. Даже если органы ОЭСР сочтут действия страны обоснованными, они обязаны не позднее чем через полгода вернуться к рассмотрению возникшей проблемы. В принципе предполагается, что срок действия введенных ограничений не должен превышать 18 месяцев. По истечении 10 месяцев страна должна представить в Комитет по движению капитала и невидимой торговле официальный доклад о перспективах своего возвращения на путь либерализации.
Если же Комитет сочтет, что действия той или иной страны необоснованны, то с ней проводятся консультации и даются рекомендации по отмене введенных ограничений. Если, несмотря на критику со стороны Комитета, страна продолжает использовать ограничения в течение длительного времени, вопрос может быть передан на рассмотрение Совета ОЭСР.
В Кодексе декларировано, что государства, установившие у себя те или иные изъятия и прибегнувшие к временным ограничениям по причинам макроэкономического свойства, не исключаются из общего процесса либерализации. Они могут наравне со всеми пользоваться выгодами от либерализации, проводимой другими членами ОЭСР | ст. 8). Для развивающихся стран Кодекс допускает более широкие основания для отказа от выполнения обязательств по либерализации, включая в их число, в частности, нестабильность валютно-финансового положения (ст. 14).