ОЭСР. Либерализация иностранных инвестиций.
Странам ОЭСР, входящим в валютные или таможенные союзы, разрешено вводить у себя более либеральные нормы регулирования движения капиталов, чем это предусмотрено Кодексом (ст. 10). Любая страна ОЭСР может выйти из числа присоединившихся к Кодексу, уведомив об этом генерального секретаря Организации. Решение вступает в силу через год после уведомления (ст. 23).
Сходные нормативно-правовые конструкции есть и в Кодексе либерализации текущих невидимых операций (1961 г.). Этот документ содержит развернутый перечень подлежащих либерализации видов сделок, связанных с международной торговлей, трансграничными услугами и денежными трансфертами, многие из которых так или иначе имеют отношение к инвестиционной деятельности.
В приложениях к Кодексу регулируются условия учреждения и операций банковских и страховых организаций, контролируемых нерезидентами. Установлено, что режим для отделений и агентств иностранных банков и страховых компаний не должен отличаться от условий, действующих в отношении аналогичных национальных предприятий. Это требование касается и мер, принимаемых отдельными государствами для обеспечения устойчивости своих финансовых систем, а также для защиты интересов вкладчиков банков и держателей страховых полисов.
Нормы, регулирующие привлечение и вывоз прямых инвестиций, содержатся в принятой государствами ОЭСР в 1976 г. Декларации о международных инвестициях и транснациональных корпорациях. За прошедшие десятилетия в документ неоднократно вносились изменения (в частности, в 1979, 1982, 1984, 1991 и 2000 гг.). К настоящему времени, помимо стран ОЭСР, к Декларации присоединились Аргентина, Бразилия, Чили, Израиль, Литва, Эстония и Словения.
Принципиальным вкладом Декларации в совершенствование международных норм инвестиционного регулирования явилась развернутая характеристика понятия "национальный режим" для иностранных инвесторов. Его действие распространяется на инвесторов-нерезидентов из стран-партнеров вне зависимости от возможных в этих странах политических сдвигов, сопровождающихся сменой правительств. Декларация выступает инструментом еще более мягкой интеграции, нежели Кодексы.
Можно утверждать, что с формальной точки зрения существующие российские нормативно-правовые акты по вопросам экспорта и импорта капитала уже вполне соответствуют стандартам ОЭСР, а в некоторых отношениях даже превосходят их. По действующему закону об иностранных инвестициях нерезиденты, осуществившие в РФ прямые, портфельные и прочие инвестиции, пользуются национальным режимом, то есть ведут свою хозяйственную деятельность в таких же правовых, налоговых и прочих условиях, как и резиденты.
Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" № 173-Ф3 от 10 декабря 2003 г. также довольно последовательно построен по либеральному принципу "разрешено все, что не запрещено". В ст. 6 закона говорится: "Валютные операции между резидентами и нерезидентами (а таковые всегда сопровождают трансграничную миграцию капитала и выступают как ее выражение в монетарной форме. — В. П.) осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8, и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление". Ограничения, предусмотренные ст. 7, 8 и 11, в основном связаны с торговыми операциями, а не с трансграничным движением капитала.